В менеджменте как научной дисциплине все еще широко распространено предположение, которое не менее часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся и на практике и гласит, что внутренняя экономика, которая определяется границами государства, является экологией предприятия и менеджмента — как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.
Это предположение лежит в основе традиционных многонациональных корпораций. Как известно, накануне Первой мировой войны многонациональные корпорации выпускали то же количество товаров и предоставляли то же количество финансовых услуг, что и сейчас. В 1913 году ведущая компания в любой отрасли, будь то в производстве или в финансах, осуществляла такой же объем продаж на импортных рынках, как и внутри своей страны. Но в зависимости от того, сколько она производила в своей стране, столько же производилось и в пределах другой страны.
Например, компания Fiat. Крупнейший поставщик вооружения для итальянской армии в период Первой мировой войны представлял собой молодую, но быстро развивающуюся компанию из Турина — она выпускала все легковые и грузовые машины для итальянской армии. Крупнейшим поставщиком вооружения для австро-венгерской армии во время Первой мировой войны тоже была компания Fiat — из Вены. Она выпускала все легковые и грузовые машины для австро-венгерской армии и в два-три раза превосходила материнскую компанию. Ведь в Австро-Венгрии рынок был намного больше, чем в Италии, частично потому, что здесь и населения было больше, а частично потому, что эта страна была более развитой, особенно на западе. Австрийской компанией Fiat полностью владела итальянская. Но за исключением дизайна, который поступал из Италии, австрийская компания Fiat была абсолютно самостоятельной. Все, что она использовала, было произведено или куплено в Австрии. Вся ее продукция продавалась в Австрии. И все сотрудники, вплоть до генерального директора, были австрийцами. Когда началась Первая мировая война и Австрия с Италией стали врагами, все, что нужно было сделать австрийцам, — всего лишь изменить банковский счет своей компании. Во всем остальном она продолжала работать, как и прежде.
Даже традиционные отрасли, такие как автомобильная промышленность и страхование, уже изменили свой организационный принцип.
Отрасли, появившиеся после Второй мировой войны, например фармацевтическая и информационная, вообще не строились по принципу внутренних и международных подразделений, как это было в GM или Allianz, глобальной финансовой компании. Они работают как всемирная система, в которой отдельные задания (исследования, дизайн, инжиниринг, разработки, тестирование или производство и маркетинг) организованы транс-национально.
У одной крупной фармацевтической компании имеется семь лабораторий в семи странах, каждая из них занимается отдельной областью (например, антибиотиками), но все управляются как один исследовательский отдел и подчиняются одному директору по исследованиям в главном офисе. У той же компании производственные заводы работают в одиннадцати странах, каждый по своей узкой специализации и выпускающий всего один или два вида продукции для распространения по всему миру. В компании работает один директор по медицине, который решает, в какой из пяти или шести стран будут тестироваться новые лекарства. Но всеми открытыми валютными позициями для всей системы занимается единый центр.
В традиционной многонациональной корпорации экономическая и политическая реальность совпадали. Говоря современными терминами, страна была "единицей бизнеса". В сегодняшней транснациональной компании, а заодно все чаще и в привычных многонациональных корпорациях, вынужденных постепенно меняться, страна выступает только как центр затрат. Это скорее усложнение, нежели единица организации или единица бизнеса, стратегии, производства и т.д. Менеджмент и границы государства больше не совпадают. Границы менеджмента теперь нельзя определить с точки зрения политики. Государственные границы все еще играют роль, но новое предположение должно выглядеть так.
Государственные границы важны в первую очередь как ограничители. Практика менеджмента — причем ни в коем случае только в бизнесе — все больше будет определяться производством, нежели политикой.
Вывод
ЧАСТЬ II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА
8. Теория бизнеса
Ловкость компании IBM
У компании GM хватало сил
Паралич ІВМ
Восстановление GM
Три предположения
Четыре характеристики