Менеджмент - Питер Друкер - Менеджмент нацелен внутрь

Все традиционные предположения позволяли сделать один вывод: основная нацеленность менеджмента — внутрь организации.

Именно этим предположением можно объяснить невероятное различие между менеджментом и предпринимательством.

На практике же такое различие оказывается бессмысленным. Предприятие (бизнес или любое другое учреждение), которое не занимается инновациями и предпринимательством, продержится недолго.

С самого начала должно было быть очевидно, что менеджмент и предпринимательство представляют собой всего лишь две грани одной задачи. Предприниматель, который не умеет управлять, очень скоро потерпит неудачу. Менеджер, который не хочет заниматься инновациями, очень скоро потерпит неудачу. Более того, как подробно описывается в главе 8, бизнес и любая другая организация сегодня должны относиться к изменениям как к норме и стремиться не просто реагировать на перемены, а самим вызывать их.

Но предпринимательская деятельность начинается извне и нацелена за пределы организации. Значит, она не соответствует традиционному предположению о сфере заинтересованности менеджмента, чем и объясняется тот факт, что два вида деятельности, настолько тесно связанных, до сих пор считаются чем-то непохожим, если не противоречащим друг другу. Но любая организация, которая на самом деле полагает, что менеджмент и предпринимательство отличаются друг от друга, очень скоро вообще не сможет заниматься бизнесом.

Нацеленность менеджмента внутрь в последние десятилетия оказывалась под давлением, что было связано с развитием информационных технологий. Информационные технологии на сегодняшний день скорее вредили менеджменту, нежели помогали ему, о чем мы подробнее поговорим в главе 33.

Традиционное предположение, по которому менеджмент нацелен внутрь организации, охватывает также мысль о том, что менеджмент занимается исключительно усилиями и затратами. Ведь усилия — это единственное, что существует в пределах организации. И точно так же все внутри организации является центром затрат.

Но результаты деятельности любого института существуют только вне его.

Понятно, что менеджмент зарождался из обеспокоенности внутренними делами организации. Когда крупные организации только появились — около 1870 года деловое предприятие было первым и самым заметным среди них, — управление внутренними делами было новым явлением. Никто этим прежде не занимался. Но если изначально предположение о нацеленности менеджмента внутрь имело смысл — или хотя бы могло быть объяснено, — то сейчас оно совершенно неприемлемо, поскольку противоречит самой природе и функциям организации.

Менеджмент должен нацеливаться на результаты и качество работы организации. Более того, первоочередная задача менеджмента — определить, каковы результаты и качество работы в конкретной организации, — а это, как может сказать каждый, кто занимался этим делом, само по себе является одной из самых сложных, самых противоречивых, но также и самых важных задач. Следовательно, именно менеджмент должен так организовать ресурсы организации, чтобы получить результаты вне ее.

Новое предположение — и основа новой парадигмы, на которой следует основывать менеджмент как научную дисциплину и как практическое занятие, таково.

Менеджмент существует ради получения результатов. Он должен отталкиваться от желаемых результатов и организовывать ресурсы организации для их получения. Это орган, задача которого — сделать так, чтобы организация, будь то бизнес, церковь, университет, больница или приют для жертв домашнего насилия, смогла получить результаты вне своих пределов.

В этой главе мы намеренно не пытались дать ответы. Нашей целью было затронуть вопросы и собрать информацию из предыдущих глав в виде шести новых парадигм менеджмента. Но в основе всего этого лежит одна мысль: менеджмент — это особый инструмент, особая функция, с помощью которой организация может получить желаемые результаты.

Но все это, однако, требует формулировки окончательной парадигмы нового менеджмента.

В задачу и обязанность менеджмента входит все, что влияет на качество работы организации и ее результаты, — как внутри, так и вне учреждения, как под контролем, так и абсолютно помимо него.

Вывод

Превалирующие предположения о реалиях менеджмента определяют то, что ученые, преподаватели и руководители считают действительностью. В этой главе ставятся под сомнение три предположения, лежание в основе менеджмента как научной дисциплины: менеджмент — это управление бизнесом, существует всего один правильный тип организации и всего один правильный способ управлять людьми. Кроме того, критически оцениваются четыре предположения, на которых основана практика менеджмента: технологии и конечные пользователи — фиксированные величины, границы менеджмента определяются юридическими нормами, а сам менеджмент нацелен внутрь организации.

Новые парадигмы, которые вытесняют три дисциплинарных предположения, таковы.

1. Менеджмент — особый, уникальный орган, присущий всем без исключения организациям.

2. Менеджеры должны подбирать организацию, которая необходима для выполнения задания.

3. Управлять людьми не нужно, главное — вести их за собой и сделать продуктивными сильные стороны и знания каждого человека.

Новые парадигмы, вытесняющие четыре практических предположения менеджмента, приведены ниже.

1. Ни технологии, ни конечное назначение продукции не могут служить правильным основанием для управленческой политики. При выборе стратегии менеджмент должен исходить из ценности для потребителя и его решений.

2. Границы менеджмента определяются не юридическими нормами, а производством, и охватывают всю экономическую цепочку.

3. Практика менеджмента должна исходить из производственных нужд, а не политических границ.

4. Результаты работы любой организации существуют только вне ее.

Вывод
ЧАСТЬ II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА
8. Теория бизнеса
Ловкость компании IBM
У компании GM хватало сил
Паралич ІВМ
Восстановление GM
Три предположения
Четыре характеристики
Профилактика
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru