Мы говорим о хороших школах и плохих, о престижных и заурядных. В Японии несколько университетов — Токийский, Киотский, Кейо, Васеда, Хитоцубаши — в значительной степени контролируют карьерный рост сотрудников крупных компаний и государственных органов. Во Франции столь же влиятельным и престижным является университет Grandes Ecoles. И хотя Оксфорд и Кембридж больше не являются университетами абсолютистской монархии, они по-прежнему сохраняют контроль над высшим образованием в Великобритании.
Мы также применяем различные критерии оценивания: процент выпускников конкретного гуманитарного колледжа, продолжающего трудиться над докторской диссертацией; количество книг в университетской библиотеке; число выпускников школы, с первой попытки поступивших в университет; популярность различных университетов среди студентов.
Но мы едва ли задаемся вопросом: каковы результаты в этой школе? Какими они должны быть?
Однако эти вопросы все равно требуют ответа. В XXI веке образование стоит слишком дорого, поэтому его качество тем более нужно проверять. Расходы на школьное образование в развитых странах взлетели с 2 процентов ВНП в 1913 году до 10 процентов восемьдесят лет спустя.
Но качество работы школы необходимо контролировать еще и потому, что школа сегодня играет слишком важную роль. Следовательно, нужно продумать, какими должны быть результаты ее работы, и оценить, насколько успешно школа справляется с поставленной задачей. Несомненно, разные школьные системы ответят на этот вопрос по-разному. Но каждая школьная система и каждая школа очень скоро должна будет задать себе эти вопросы и честно ответить на них. Больше мы не примем давнишнюю отговорку школьных учителей, которой они объясняют низкое качество своей работы: "Ученики ленивые и глупые". Если знания являются основным ресурсом общества, то ленивые или глупые студенты попадают под ответственность самой школы. Значит, остаются только эффективные и неэффективные школы.
Уже сегодня школы теряют монополию как единственные поставщики образования.
Усиливается конкуренция между школами и "не-школами", с разными учреждениями, которые появляются в системе образования и предлагают свой, уникальный подход к обучению2.
По мере того как знания становятся основным ресурсом общества, социальное положение школы как "производителя" и "канала сбыта" знаний, а также ее монополия обязательно изменятся. А некоторые конкуренты непременно добьются успеха.
Что будут преподавать и изучать, как это будет преподавать и изучать, кто будет использовать образование и какое положение школа займет в обществе — все это в значительной степени изменится в ближайшие десятилетия. И действительно, нет больше такого института, который бы сталкивался со столь кардинальными переменами, как те, что вскоре приведут к трансформации школы.
Но самая заметная перемена — причем к ней мы менее всего готовы - заключается в том, что школе придется привыкнуть стремиться к резулътатам. Она должна определить тот уровень качества, за который ей придется нести ответственность и за который она получает деньги. Наконец-то школа станет подотчетной.
Вывод
Для общества знаний и работников умственного труда требуется высокий уровень грамотности, образование, построенное на сильных сторонах ученика, и непрерывное обучение. Школа — один из основных институтов общества, в которых человек приобретает грамотность и развивает свой потенциал. И тем не менее общеобразовательные школы в США пострадали из-за того, что им было навязано выполнение нескольких миссий, которые ограничивали их способность удовлетворять потребность общества, основанного на знаниях, в образовании. Как в пределах системы общего образования, так и вне ее возникло множество альтернативных вариантов. Чартерные школы и школы с углубленным изучением предметов являются непосредственными конкурентами общеобразовательных школ в рамках традиционной системы. И у тех и у других имеется единственная миссия, и все они нацелены на результат. Частные школы и домашнее обучение -вот еще одни новые тенденции, которые развиваются за пределами общеобразовательных школ. Потребность в основной грамотности и образовании, основанном на сильных сторонах ученика, призывает к тому, чтобы начальные и средние школы несли ответственность за свои результаты, а для этого, в свою очередь, необходимо четко сформулировать миссию школы и критерии оценивания качества работы.
15. Новое понимание перепроектирования правительства
Реструктуризация
Переосмысление
Отказ
Исключение для крестоносцев
Эффективное правительство
Постскриптум
Вывод
16. Предпринимательство в институтах общественного обслуживания