В любой организации от трех пятых до двух третьих всех программ и мероприятий получат равное количество квалифицированных голосов за и против. Сложными остаются случаи, когда программа или мероприятие оказываются непродуктивными или даже вредными, причем точно никто не может определить причину проблемы, не говоря уже о том, чтобы устранить ее.
К этой категории относятся две крупные и популярные программы правительства США. Наглядный пример — программа благосостояния. Когда ее только разрабатывали в конце 1930-х годов, она работала прекрасно. Но в то время потребности, которыми занималась программа, были совсем не такими, как сегодня: потребности незамужних матерей и детей без отцов, людей без образования, навыков и опыта работы. Жаркие споры ведутся о том, действительно ли эта программа сегодня приносит вред, однако мало кто будет утверждать, что она эффективна или хотя бы в чем-то облегчает социальные проблемы, которые должна бы устранять.
Есть и еще одна программа, появившаяся во внешней политике США в период "холодной войны": военная помощь. Если ее оказывать союзнику, действительно втянутому в борьбу, тогда такая помощь может быть очень продуктивной: вспомним ленд-лиз Великобритании в 1940-1941 годах и военную помощь воюющему Израилю. Но она будет непродуктивной, если ее оказывать в мирное время с целью получить союзника, — этот принцип считали доказанным еще Плутарх и Светоиий. Несомненно, наши недавние неудачи во внешней политике (Панама, Иран, Ирак и Сомали — самые яркие примеры) обусловлены именно тем, что мы пытались оказать военную помощь в надежде приобрести союзника. С самого начала холодной войны практически ни одна подобная попытка не заканчивалась удачей. Более того, как правило, это приводило только к появлению врагов — как случилось с советской военной помощью Афганистану.
Популярное решение для подобных программ или мероприятий — реформировать их. Примером может служить реформа благосостояния при президенте Клинтоне, а также реформа, предложенная впоследствии республиканским большинством. Но и та и другая оказалась безуспешной. Пытаться реформировать то, что плохо работает, и уж тем более то, что приносит только вред, не зная, почему это плохо работает, — значит, только ухудшить ситуацию. Самое лучшее, что можно сделать с такими программами, — упразднить их.
Возможно, нужно было бы провести несколько — совсем немного — контролируемых экспериментов. Например, в области благосостояния можно было бы попытаться в тщательно выбранных местах по всей стране передать в частные руки процесс переквалификации и трудоустройства тех, кто уже давно получает государственное социальное пособие. Мэр Индианаполиса Стивен Голдсмит добился в этой области многообещающих успехов. В здравоохранении можно было бы испробовать несколько разных методов в разных штатах, например, управляемая конкуренция в Калифорнии, на родине сильного и опытного поставщика медицинских услуг — центра Kaiser Permanente; единый источник финансирования медицинских учреждений по канадской модели в Нью-Джерси, где эта идея имеет много сторонников; а в Орегоне — нормирование на основе медицинских прогнозов.
Но в тех областях, где мы не можем протестировать достигнутые результаты, например в сфере военной помощи, не стоит даже начинать эксперименты. Там нет гипотез для проверки, поэтому нужно сразу отказываться от таких программ.
После переосмысления можно будет составить перечень мероприятий и программ, которые в первую очередь необходимо поддерживать, тех, от которых сразу нужно отказаться, а в середине этого списка будут мероприятия, которые следует перепроектировать или в которых можно протестировать несколько гипотез. Несмотря на отсутствие результатов, некоторым мероприятиям и программам нужно предоставить определенную отсрочку, хотя бы несколько лет, прежде чем решительно прекратить их "страдания".
Основная задача переосмысления заключается не в сокращении расходов. Прежде всего, оно позволяет значительно повысить качество, эффективность, уровень обслуживания. Но существенное снижение затрат — подчас на целых 40 процентов — всегда появляется как побочный продукт. Более того, с помощью переосмысления можно было бы сэкономить достаточно средств, чтобы на несколько лет покрыть федеральный дефицит. Однако главным достижением была бы перемена в основном подходе. Ведь там, где обычно принято квалифицировать программы и мероприятия по их благим намерениям, переосмысление квалифицирует их по достигнутымрезулътатам.
Эффективное правительство
Постскриптум
Вывод
16. Предпринимательство в институтах общественного обслуживания
Необходимость в инновациях
Вывод
ЧАСТЬ IV. ПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД И РАБОТНИК, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЯ
17. Как сделать труд продуктивным и ориентировать работника на достижения
Работа и работник в период быстрых перемен