Обещание вице-президента Эла Гора перепроектировать правительство1, о чем с большим шумом говорилось в начале пребывания у власти президента Клинтона, у всей страны не вызвало ничего, кроме скуки. Впоследствии инициатива Гора широко освещалась в прессе. В одном пресс-релизе за другим говорилось об изменениях в очередном агентстве или программе. Регулярно проводились большие конференции, председателем одной из которых был лично президент, этой же теме было посвящено множество телепрограмм. Из всех программ во внутренней политике, учрежденных администрацией Клинтона, эта оказалась одной из редких, которые заключались не только в произнесении речей, но и в конкретных результатах. И тем не менее ни со стороны общественности, ни со стороны средств массовой информации активного интереса не было. И результаты выборов 2000 года уж точно нельзя назвать вотумом доверия успехам президентской администрации по перепроектированию правительства.
Все это имеет уважительную причину. В любом институте, помимо федерального правительства, перемены, которые осуществляются под лозунгом перепроектирования, не разглашались бы во всеуслышание, за исключением, пожалуй, сообщения в информационном бюллетене, вывешенном в холле. В больницах считается, что медсестры, например, должны этим заниматься самостоятельно, в банках это задача менеджеров, и даже в производственной компании с плохим управлением это самостоятельная работа инспекторов, которая не должна сопровождаться похвалами или дополнительными вознаграждениями.
Вот некоторые из новейших примеров в правительственной сфере -к сожалению, далеко не типичные случаи.
• В Атланте, штат Джорджия, шесть отдельных программ общественного благосостояния, каждая из которых традиционно осуществлялась в отдельном офисе со своим штатом сотрудников, объединил и впроцессереализации, чтобы осуществлять комплексное обслуживание. В рамках перепроектированной программы на телефонные звонки действительно можно было получить ответ, причем с первой попытки.
• В Огдене, штат Юта, и Окленде, штат Калифорния, среди прочих, налоговая служба начала экспериментировать с тем, чтобы относиться к налогоплательщикам как к клиентам и предоставлять им комплексное обслуживание, при котором каждый клерк не будет гонять налогоплательщиков из кабинета в кабинет, а сам предоставит всю необходимую информацию в ответ на их вопросы.
• Экспортно-импортный банк был перепроектирован. Сейчас он, наконец, должен начать делать то, что от него ожидалось еще шестьдесят лет назад: помогать малому бизнесу получить экспортное финансирование.
• Офис Геологического общества США в Денвере, как предполагалось, должен продавать географические карты страны всем желающим. Но было практически невозможно выяснить, какие карты нужнозаказать, где и как это сделать, поскольку каталог тщательно скрывался. Один тот факт, что карта пользуется спросом, служил почти стопроцентной гарантией того, что ее невозможно будет достать. Ее нельзя было напечатать просто потому, что люди хотели ее купить. Другому государственному агентству нужно было заказывать такую карту для внутреннего пользования. Если карта хорошо распродавалась, ее сразу же снимали с печати. Что еще хуже, склад освещался так плохо, что когда поступал заказ на напечатанную карту, то клерки просто не могли ее найти. Единственное, чего добилась рабочая команда, созданная специально для того, чтобы перепроектировать работу Геологического общества, — новых лампочек, которые добавили на складе, и несколько второстепенных изменений.
Но на будущее сделаны более серьезные обещания.
• Министерствосельскогохозяйствапредложилосократитьколичество своих агентств с сорока до тридцати, закрыть более тысячи местных представительств и упразднить 11 тыс. рабочих мест, что позволит сэкономить около 3,6 млрд. долл. за пять лет.
• Из 384 рекомендаций по перепроектированию правительства, предложенных вице-президентом в 1993 году, около половины были заложены в бюджет на 1995 финансовый год. Если бы все они были приняты Конгрессом, то это позволило бы за два года сэкономить около 12,5 млрд. долл.
Но ни сокращение количества агентств министерства сельского хозяйства, ни все 384 рекомендации вице-президента не были новыми идеями. Мы уже давно знаем, что множество сельскохозяйственных офисов находятся в городах и пригородах, где практически не осталось фермеров. Предложение закрыть их впервые высказывалось во времена правления Эйзенхауэра. А огромное количество, если не большинство, из 384 рекомендаций Гора были сделаны на десять лет раньше, в одном из докладов при президенте Рональде Рейгане.
Даже если бы все эти предложения воплотить в жизнь, результаты все равно оказались бы банальными. Предложенная министерством сельского хозяйства экономия в 3,6 млрд. долл. за пять лет означает, что ежегодно удалось бы сэкономить всего 720 млн. долл., т.е. около 1 процента годового бюджета этого министерства на 1995 год, составляющего почти 70 млрд. Несомненно, единственное возможное описание всех усилий Гора — это латинская поговорка: "Гора родила мышь".
Переосмысление
Отказ
Исключение для крестоносцев
Эффективное правительство
Постскриптум
Вывод
16. Предпринимательство в институтах общественного обслуживания
Необходимость в инновациях
Вывод