...Для того чтобы успешно учить школьника, надо умело организовать его восприятие, усвоение, внимание; чтобы хорошо воспитывать, надо знать особенности личности воспитанника. Понимание ученика дает возможность определить объем его представлений и знаний, суметь стать на его точку зрения и т. п.
В процессе обычного общения с людьми человек чаще всего думает только над содержанием того материала, который передается собеседнику. При объяснении учебного материала мысль учителя работает в нескольких направлениях.
Он должен думать: 1) о содержании материала, передаваемого ученикам; 2) о форме, в которую облекается этот материал для ученика; 3) о том, как ученик воспринимает материал, какие ассоциации возникают у него, о чем он думает и т. п.; 4) о путях более доступного и ясного изложения.
Такая многолинейная направленность мышления учителя развита далеко не у всех и, безусловно, является одной из педагогических способностей. Для такой разнообразной деятельности необходимо некоторое распределение внимания, его быстрое переключение с учебного материала на учеников и обратно. Очень большое значение здесь имеет также знание самих школьников, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Существенную роль при этом играет способность представить ход мыслей ученика, то, как он воспринимает и понимает материал в данном изложении. Учителю надо помнить, что ученик знает, чего не знает, что уже мог забыть. Во-вторых, учителю надо постоянно держать в памяти то, что перед ним - соответствующая аудитория, что он говорит для детей или для взрослых с таким-то уровнем развития. Учитель должен "уйти" в излагаемый материал, увлечься им, иначе не будет необходимого подъема в его работе, но в то же время ему нельзя забывать об учениках. Наконец, немаловажное значение при объяснении ученикам особенно трудного для них материала имеют такие качества учителя, как выдержка, настойчивость, терпеливое отношение к их непониманию, невнимательности и т. п.
Изучение работы преподавателей разных ступеней обучения показывает, что способностью понимать учащихся в большей степени обладают учителя, занимающиеся в младших классах, несколько в меньшей степени оно представлено у педагогов, работающих со старшими классами. Данный факт можно объяснить тем, что у первых значительно больше развита педагогическая направленность на учет психологии слушателя, так как иначе младшие школьники вообще не поймут объяснений, в то время как учителя старших классов имеют дело с учениками, которые более способны понимать учителя, и поэтому учителя больше обращают внимание на содержание самого учебного материала.
Наблюдения показывают, что у учителей имеют место два уровня "понимания" своих учеников. Первый, более низкий уровень характеризуется тем, что учитель уясняет себе степень и характер понимания школьниками материала уже после того, как материал объяснен. Здесь дело по существу сводится к выявлению этого понимания путем опроса учеников. Второй, более высокий уровень понимания ученика заключается в том, что учитель в какой-то мере "схватывает" процесс мышления слушателя, оказывается в состоянии проследить "ход мыслей ученика, как бы "читает" их.
Ясно, что понимание характера ученического мышления как динамического процесса является одной из педагогических способностей учителя о.
...способность педагога правильно предвидеть ответы учащихся на вопросы как изучавшегося, так и не изучавшегося в школе материала является одним из показателей его педагогических способностей.
Творчество в работе учителя
...Речевая одаренность учителя
Организационные способности учителя
О способностях учителя к воспитательной работе
Педагогический такт
О людях, неспособных к педагогическому труду
О некоторых способностях, необходимых педагогу в условиях перестройки школы
Г. С. Костюк. здібності та їх розвиток у дітей. Навчання і праця - шлях розвитку здібностей