Маркетинг - Зозулев A.B. - Концепции управления предприятием

o Управленческая трактовка маркетинга:

Маркетинг - это теория и практика управления предприятием, его продуктово-рыночной стратегией, в рамках которой управленческие решения принимаются на основе анализа факторов рыночной среды и ресурсов предприятия с целью как можно более полного согласования экономических интересов продавца и покупателя.

o Организационная трактовка маркетинга:

Маркетинг - система организации хозяйственной деятельности фирмы, основанная на предварительном изучении состояния и перспектив рыночного спроса и подчинении задачам успешного сбыта продукции (товаров, услуг) всех сторон деловой активности фирмы - от разработки конструкции и технологии производства товара до его доставки покупателю и последующего обслуживания.

o Функциональная трактовка маркетинга:

Маркетинг (по определению Американской маркетинговой ассоциации) - это процесс планирования, осуществления замыслов относительно ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена для удовлетворения целей отдельных личностей и организаций.

o Сущностная трактовка маркетинга:

Маркетинг - теория, занимающаяся вопросами повышения эффективности рыночных обменов.

В рамках данной трактовки маркетинг рассматривается как экономическая теория и практика коммерческой деятельности, занимающаяся вопросами повышения диспаритетности рыночных обменов.

Роль маркетинга в согласовании экономических интересов отображена на рис. 1.8.

Маркетинг, как концепция и философия ведения бизнеса, на макроуровне является инструментом:

- горизонтального регулирования рынка;

- исследования и согласования интересов субъектов рынка. На микроуровне маркетинг представляет собой инструмент планирования экономической деятельности предприятия, работающего в рыночных условиях.

Роль маркетинга в согласовании экономических интересов

Рис. 1.8. Роль маркетинга в согласовании экономических интересов

Концепции управления предприятием

Ф. Котлер выделяет пять основных концепций, на основе которых коммерческие предприятия могут организовывать свою коммерческую деятельность:

o концепцию совершенствования производства. Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения;

o концепцию совершенствования товара, согласно которой потребители будут склонны покупать товары, имеющие наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара;

o концепцию интенсификации коммерческих усилий, в соответствии с которой потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если оно не предпримет существенных мер в сфере сбыта и стимулирования;

o концепцию маркетинга. По этой концепции, залогом достижения целей предприятия являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами;

o концепцию социально-этического маркетинга, которая утверждает, что задача предприятия состоит в установлении нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечении желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция маркетинга - система идей, согласно которым залогом достижения целей фирмы является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективными, чем у конкурентов, способами.

Разработка стратегии и тактики поведения фирмы на рынке с помощью маркетинговых программ - это и есть реализация маркетингового управления. Исходя из концепции маркетинга, все деловые решения осуществляются через призму интересов клиентов фирмы, а не абстрактного потребителя. Планирование и формирование маркетинговых программ должно объединять требования потребителя и ресурсные возможности фирмы.

Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто не различают. Сравнение этих двух подходов приведено на рис. 1.9.

Сравнение концепций интенсификации коммерческих усилии и маркетинга

Рис. 1.9. Сравнение концепций интенсификации коммерческих усилии и маркетинга

Эволюция маркетинга предусматривает несколько этапов, которые отображены в табл. 1.1 и на рис. 1.10.

Таблица 1.1. Эволюция маркетинга

Период

Учение

Акцент

Сфера

Метод исследования

1900- 1950 гг.

Учение о товаре

Ориентация на распределение, теория об экспорте и сбыте

Сельскохозяйственное производство, производство массовых товаров

Наблюдение, анализ покупок и продаж; расчет вероятности; потребительские панели

1960 г.

Учение о сбыте

Организация продаж; развитие теории, ориентированной на товар и его функции; маркетинг как функция дистрибьютерства

Потребительский маркетинг

Анализ мотивов, исследование операций, моделирование

1970 г.

Учение о приоритетной значимости маркетинга (маркетинг как рецепт)

Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя. Господствующая теория - научные основы повеления и принятия решений

Промышленный и потребительский маркетинг

Факторный, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели, анализ данных

1980- 1990 гг.

Формирование учения о маркетинге как функции менеджмента. Стратегический маркетинг, маркетинговая концепция управления

Ориентация на конкурентов и экологию. Господствующая теория - ситуационный анализ

Промышленный и потребительский маркетинг; маркетинг услуг и некоммерческих организаций

Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертные системы, причинно-следственный анализ

1990- 2000 гг.

Формирование учения о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства

Господствующая теория - теория рыночных сетей и взаимодействия, теория коммуникаций. Ориентация на социальный и экологический эффект

Промышленный и потребительский маркетинг; маркетинг услуг и некоммерческих организаций; предпринимательство государственных структур

Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенч-маркинг, теория игр

График эволюции маркетинга в XX веке

Рис. 1.10. График эволюции маркетинга в XX веке

Философия маркетинга заключается в согласовании спроса и предложения на рынке до начала процесса производства посредством маркетинговой информации.

1.2. Методологические основы маркетинга
1.3. Некоторые базовые понятия маркетинга
Основные этапы маркетинговой деятельности
Глава 2. Маркетинговая аналитика
2.1. Анализ маркетинговых возможностей предприятия
Цели организации
Анализ рыночных возможностей
Ситуационный анализ
Анализ внешних факторов
Факторы макромаркетинговой среды
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru