2.1. Анализ маркетинговых возможностей предприятия
Цели организации
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде - значит быть нигде.
М. Монтень
Разработка маркетинговой стратегии компании начинается с определения миссии и целей компании. В общем случае цели компании могут быть проклассифицированы следующим образом:
- стратегические и тактические;
- долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
- экономические и квазинеэкономические1.
Анализ рыночных возможностей
Любая фирма должна уметь выявлять рыночные возможности. Нельзя всегда полагаться на нынешние рынки и товары. Фирма должна руководствоваться принципом "Подвижный в подвижной среде".
Маркетинговая возможность фирмы - это наиболее привлекательное направление приложения маркетинговых усилий, в рамках которого конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества и достичь поставленных целей.
Графически сущность маркетинговой возможности представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Маркетинговые возможности фирмы
Существуют различные подходы и методы поиска маркетинговых возможностей:
A. Подходы. С точки зрения методичности:
o реактивный, время от времени, в зависимости от периодичности появления проблем (как правило, это предприятия малого и среднего размера);
o систематический (как правило, это представители крупного бизнеса, для которых неправильно выбранная стратегия обусловливает значительные финансовые потери, что затрагивает интересы большой группы людей).
B. Методы. С точки зрения формализированности используемых методов:
o неформальные (посещение выставок, чтение газет, тематических журналов и т. д.);
o формализованные, например, в деловой практике очень часто используется матрица Игоря Ансоффа (Igor Ansoff), представленная на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Матрица Ансоффа
Существуют следующие виды диверсификации:
_ концентрическая (расширение за счет идентичных товаров);
- горизонтальная (расширение за счет товаров, связанных с основным производством);
- конгломератная (расширение за счет выпуска совершенно разных видов товаров).
Ситуационный анализ
Для выявления маркетинговых возможностей компания должна провести ситуационный анализ, который включает:
- анализ факторов внешней (маркетинговой) среды;
- анализ факторов внутренней среды фирмы;
- выявление причины возникшей маркетинговой управленческой проблемы;
- выявление тенденций и составление прогноза;
- анализ возможных альтернатив поведения компании на рынке. Для отображения элементов, используемых при ситуационном анализе, удобно применить следующую схему (рис. 2.3).
Анализ внешних факторов
Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Факторы макромаркетинговой среды
Это факторы маркетинговой среды, которые мало подвержены влиянию со стороны организации и носят, во многом, форс-мажорный характер, а также оказывают влияние на эффективность рыночных обменов фирмы с участниками рыночных отношении. Основные группы факторов макромаркетинговой среды представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Факторы макромаркетинговой среды
Среда предприятия | Типовые анализируемые группы факторов | |
Политико-правовая | o Политическая стабильность; o законодательные основы бизнеса; o регулирование экономики государством; o защита интересов общественности со стороны общественных групп (общество защиты потребителей) | |
Экономическая | o Доходы; o цены; o инфляция; o сбережения; o доступность кредита, процентные ставки; o фаза экономического развития: спад, подъем | |
Демографическая | o Рождаемость; o старение; o семейное положение; o миграция; o пол; o возраст; o образование; o квалификация персонала | |
Природная | o Доступность/дефицит сырьевых ресурсов; o климатические условия; o загрязнение среды; o энергия; o вмешательство государства в рациональное использование ресурсов; o геодезические факторы (ландшафт, рельеф ,' местности и т. п.) | |
Научно-техническая | o Обновляемость продукции; o обновляемость технологий; o уровень развития технологии; o развитие науки и техники в целом; o информационные возможности | |
Культурная | o Социальная культура; o общий уровень бытовой культуры; o уровень технологической культуры; o приверженность традициям; o изменение культурных ценностей; o субкультуры; o мода; | |
o религиозность; o идеология | ||
Социальная | o Социальная структура общества; o социальная инфраструктура; o уровень жизни (в широком смысле); o уровень развития социальной инфраструктуры | |
Факторы макромаркетинговой среды
Микромаркетинговая среда
Потребители
Конкуренты
Маркетинговые посредники
Контактные аудитории
Анализ внутренних факторов
Учет рисков
2.2. Система маркетинговой информации