Одна из наибольших проблем, возникающих в практике ведения бизнеса, касается обоснованности предлагаемых и принимаемых решений. В 90-е годы XX в., когда в нашей стране не было достаточного количества квалифицированных специалистов в области маркетинга, зачастую на маркетинговые должности зачислялись специалисты, не имеющие маркетингового образования. Решения принимались интуитивно, часто без соответствующего обоснования. Упор делался на обучаемость и креативность сотрудников, что и породило дискуссию относительно того, что собой представляет маркетинг: науку или искусство. Рост компаний и развитие экономики в конечном итоге привели к тому, что принятие интуитивных решений уже стало невозможным, а цена ошибки исчисляется существенными потерями. Это породило спрос на специалистов, владеющих научно-практическим аппаратом, позволяющим принимать гарантировано "правильные" управленческие решения.
Доказательность и обоснованность - основа основ научного подхода к принятию решений, гарантирующих их качество, что позволяет обеспечить стабильное развитие компании в долгосрочной перспективе. В связи с этим необходимо рассмотреть методологические основы промышленного маркетинга. В общем в методологической основе маркетинговой деятельности можно выделить три уровня: общенаучный, уровень конкурентного научного направления и собственно уровень конкретной дисциплины (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Методологическая основа маркетинговой деятельности
Как видно из рис. 1.11, базовый уровень методологической основы составляют логика и философские основы научного познания бытия, в частности, основные законы диалектики, сформулированные Г.В.Ф. Гегелем: (1) борьбы и единства противоположностей, (2) отрицания и (3) взаимного перехода количественных и качественных характеристик.
Следующий, архиважный для рассмотрения эффективности маркетинговых стратегий и мероприятий,, методологический уровень связан с теорией систем. Не ставя целью и не имея такой воз
1 Из пирамиды с целью упрощения восприятия материала извлечены некоторые компоненты, например, психология, теория игр и т.п., которые не освещаются в книге.
Возможности дать исчерпывающее представление об этой области, остановимся на наиболее важных положениях.
С точки зрения теории систем, все, что нас окружает, представляет собой системы различной сложности, относящиеся к одному из классов с некоторыми общими и специфическими свойствами.
Система - определенное логическое целое, представляющее собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных законом функционирования, и характеризующееся наличием системного эффекта (синергии).
Другими словами, система - это объединение элементов, между которыми существуют определенные связи и протекают потоки (материальные и нематериальные). Система функционирует по определенному закону и подвержена воздействию внутренних и внешних сил. При этом совокупность элементов превращается в систему только тогда, когда появляется системная составляющая, т. е. составляющая, которую невозможно привязать к отдельно взятому элементу и которая присуща системе в целом.
Системный подход - это принцип исследования, при котором рассматривается система в целом, а не её отдельные компоненты.
Под синергетическим эффектом понимают такое явление, при котором интегральный результат не равен простой арифметической сумме составляющих его частных результатов от отдельных элементов системы.
Данный эффект обозначают как "2 + 2 - 5". Он возникает только в процессе функционирования системы в целом.
Основная идея оптимального управления, сформулированная в свое время основателями кибернетики, состоит в том, чтобы управлять большими потоками с помощью малых энергий. Этого возможно добиться только в том случае, если досконально изучить функционирование системы и, используя энергию функционирования самой системы, разработать точечное воздействие, приводящее к нелинейному эффекту.
Важнейшим признаком оптимального решения является наличие эффекта синергии1. Из двух решений следует выбрать то, которое дает больший синергетический эффект.
Системы можно классифицировать следующим образом:
- открытые и замкнутые;
- статические и динамические;
- с процессом самоорганизации и без него;
- самовоспроизводящиеся и несамовоспроизводящиеся;
- с собственной и внешней (привнесенной) системой целеположения;
- познаваемые и непознаваемые.
Все системы в зависимости от сложности и особенностей функционирования разделены на семь классов:
- "остовы" - статичные, замкнутые системы с динамическим внутренним равновесием;
- "часовые механизмы" - динамические системы;
- "термостаты" - системы с элементами саморегуляции;
- "клетки" - самовоспроизводящиеся системы;
- "животные" - сложные системы с собственной системой целеположения;
- социальные системы - сложные системы с ярко выраженной синергетикой и нелинейными законами функционирования3;
- трансцендентные системы - т. е. системы, законы функционирования которых нам неподвластны.
В соответствии с классификацией, рынок принадлежит к классу социальных систем. Предприятие, например, относится к подклассу социальных систем, а именно - систем организационно-технологического типа, которые состоят из функционирующих подсистем, объединенных в единое целое (предприятие как оргструктура). Внутри этого предприятия протекают различные потоки (материальные, информационные, социальные) (рис. 1.12)
Рынок состоит из совокупности подсистем (компаний, потребителей, элементов рыночной инфраструктуры и т. п), на функционирование которых оказывают влияние определенные факторы (маркетинговая среда, состоящая из активных субъектов и сил).
Рис. 1.12. Схематическое изображение предприятия как системы
Анализируя факторы рыночной среды, мы пытаемся выявить действующие на рынке силы с целью реализации идеи оптимального управления, т. е. с помощью незначительных маркетинговых и прочих корпоративных усилий добиться поставленных целей, укрепить собственные конкурентные позиции на рынке.
Второй методологический уровень - это уровень конкретного научного направления. Методологическую базу, необходимую для формирования доказательности маркетинговых стратегий и мероприятий, обеспечивают экономическая теория и теория конкуренции.
Остановимся на некоторых важных для нас положениях экономической теории. С точки зрения управления маркетингом, на предприятии важно понимать, чем можно манипулировать для достижения конкурентоспособности. Основой для этого служат фундаментальные экономические законы: закон стоимости, закон спроса и предложения - а также понимание таких экономических категорий, как рынок, стоимость, потребительная стоимость, меновая стоимость, цена (рис. 1.13).
Анализ сути данных категорий с учетом рис. 1.13 позволяет сделать вывод относительно того, чем и как в принципе может манипулировать маркетолог в процессе работы на товарном рынке:
Рис. 1.13. Рынок и товар как объекты управления
1) стоимость: уменьшать стоимость товара за счет:
- снижения стоимости ресурсов (материальных, трудовых и т. п.);
- повышения производительности труда (более эффективные технологии производства, НИОКР, логистики и т. п.);
- увеличения объемов сбыта в силу эффекта масштаба;
- участия в международной системе разделения труда, используя преимущества глобализации, участия в ГАТТ/ВТО и, как следствие, получая более дешевые ресурсы и расширяя сбыт;
2) потребительная стоимость: работать с ощущаемой значимостью товара, его потребительскими свойствами, дифференцировать торговую марку и создавать ценовую премию бренда;
3) спрос: увеличивать спрос на продукцию, активируя ранее пассивные и неосознанные потребности потребителей на рынке, повышая значимость ранее слабо выраженных нужд и потребностей, интенсифицировать потребление;
4) предложение: создавать тарифные и нетарифные барьеры для входа на рынок новых производителей, регулировать предложение через картельные и т. п. соглашения с целью ухудшения качества конкурентной среды;
5) цена: работать на уровне психологии восприятия цены, шкалировать (изменять масштаб цен), работать с обменной стоимостью такого универсального товара, как деньги.
Понимание данных моментов позволяет маркетологу, учитывая специфику рынка, сформировать арсенал возможных объектов и предметов, которыми можно манипулировать в процессе достижения поставленных целей.
Экономическая теория, в свою очередь, обеспечивает основу для формулирования положений и наработок теории конкуренции. В качестве обобщения необходимо акцентировать внимание на том, что выбор маркетинговой стратегии предприятия непосредственно обусловлен той релевантной моделью конкурентного поведения, которой ему необходимо придерживаться в конкретных рыночных условиях. Со стратегической точки зрения маркетинг представляет собой триаду: 1) миссия и цели компании; 2) факторы и цели конкурентоспособности, обуславливающие стабильно хорошее финансовое положение компании в долгосрочной перспективе; 3) система стратегий и тактических приемов как способ достижения конкурентных преимуществ и получения запланированной прибыли (рис. 1.14).
Третий методологический уровень - это уровень конкретной дисциплины. В нашем случае это уровень фундаментального маркетинга с его методологией и собственно теоретико-методологическая база промышленного маркетинга.
Как видно из приведенного выше, маркетинг имеет мощную методологическую доказательную базу, которая позволяет на научной основе разработать и реализовать оптимальные маркетинговые решения.
Основные этапы маркетинговой деятельности
Глава 2. Маркетинговая аналитика
2.1. Анализ маркетинговых возможностей предприятия
Цели организации
Анализ рыночных возможностей
Ситуационный анализ
Анализ внешних факторов
Факторы макромаркетинговой среды
Микромаркетинговая среда