Приведем график, который демонстрирует изменение общих объемов продаж компании на протяжении 2005-2009 гг (рис 11).
Проанализировав данные рис. 1.1, делаем вывод, что объемы продаж продукции исследуемой компании в период 2008-2009 гг. начинают спадать.
Рис. 1.1. Изменение общих объемов продаж ЗАО "Лакма" па рынке лакокрасочных материалов
По оценкам экспертов, лакокрасочную продукцию в Украине производят более чем 120 заводов. Всего на рынке представлено 150 торговых марок. Однако следует заметить, что общенациональных производителей в стране меньше десятка. По объемам реализованной в 2008 г. продукции можно выделить следующие компании: ООО "ЗИП" (ТМ "Зебра", "TRIOLA"), "Снежка-Украина" (ТМ "Снежка"), ОАО "ДЛКЗ" (ТМ "ДЛКЗ", "ЯРКО"), ЗАО "Лакма" (ТМ "Акрилакма", "Лакматекс", "Топаз", "LЕХ"), ЗАО "Полифарб-Украина". На долю пятерки лидеров приходится около 55 % рынка в тонах. Кроме того, ожидается, что данная цифра в довольно близкой перспективе достигнет 60 %.
Распределение рынка между главными игроками представлено на рис. 1.2.
Таким образом, ЗАО "Лакма" занимает значительную часть отечественного рынка (около 14 %).
Кроме отечественной продукции, украинскому потребителю предлагается широкий выбор лакокрасочных материалов зару-
Рис. 1.2. Распределение рынка лакокрасочных материалов Украины между главными игроками
бежного производства. В целом наиболее известными па украинском рынке являются: краски голландского концерна "Akzo Nobel" (TM "Sadolin", "Pinotex", "Casco", "Syntcco"), "Tikkurila" (Финляндия), "СарагоГ (Германия), "Landora", "Bekcrs" (Швеция), "Viva color" (Эстония), "Clasurit" (Германия), "Marshal" (Турция), "Dufa", "Jobi" (Германия), "SPS" (Голландия), "SICO" (Канада), "MIPA" (Германия), "Sniezka" (Польша). Продукция импортируется также из России и Белоруссии: "Ярославская краска", "Эмпилс", "Лакокраска".
Что касается соотношения импортируемой и отечественной продукции на рынке лакокрасочных материалов, то, по оценкам аналитических изданий, Украина обеспечивает собственные потребности на 78 % и только четверть товара ввозит из-за рубежа.
Основными потребителями экспортируемой продукции являются: Молдова, Россия, Румыния, Азербайджан, Казахстан и Белоруссия. Из этих стран наибольшая доля в Молдавии - - на долю поставок в эту страну приходится более 40 %. В Россию из Украины поставляется около 2 тыс. т ЛКМ, что составляет 17 % от общего объема экспорта.
Общая характеристика исследуемого рынка представлена в табл. 1.1.
Положение ЗАО "Лакма" на рынке лакокрасочных материалов Украины проанализируем при помощи матрицы Хасси (рис. 1.3). Средний рост емкости рынка - около 9 % в год, тогда как средний темп роста продаж компании - 15 %. Таким образом, точка в матрице, характеризующая положение компании на рынке, находится ниже линии "постоянная доля рынка", следовательно, ЗАО "Лакма" находится в зоне роста.
Таблица 1.1. Характеристика рынка лакокрасочных материалов
п/п | Показатели состояния рынке (наименования) | Текущее значение | Прогнозное значение | Текущие темпы прироста | Прогнозные темпы прироста |
1 | Текущий рыночный потенциал | 730 тыс. т | 741 тыс. т | 7% в год | 3 % в год |
2 | Емкость рынка в натуральных единицах | 300 тыс. т | 270 тыс. т | 9% в год | -10 % в год |
3 | Емкость рынка в денежном измерении | 580 млрд дол. США | 550 млрд дол. США | 10 % в год | б % в год |
4 | Количество главных игроков | 5 | 7 | 1 в год | 2 в год |
5 | Доля иностранных производителей в общем объеме продаж | 22% | 30% | 5 % за год | 8 % за год |
6 | Индекс монополизации рынка | 2434 | 2400 | -5 % за год | -8 % за год |
7 | Объемы национального производства | 234 тыс. т | 189 тыс. т | 13 % за год | -15 % за год |
8 | Совокупная сумма расходов на маркетинг всеми участниками ринка | ||||
9 | Средняя норма рентабельности в отрасли | 18% |
Рис. 1.3. Матрица роста Хасси
Спрос па товар исследуемой компании формируется согласно схеме:
Потребитель Рынок Производитель Переработка первичного сырья.
Особенности, которые имеют место на рынке ЛКМ, укажем и охарактеризуем при помощи табл. 1.2.
Таблица 1.2. Особенности, характерные для рынка ЛКМ
Особенности спроса | В чем проявляется указанная характеристика | Влияние па деятельность компании | ||||||
1. Вторичность | Колебания спроса на строительные и ремонтные работы, мебель, машиностроение (для ЛКМ, используемых для обработки металлических поверхностей) влияют на состояние спроса продукции компании | Исследования потребительских рынков, стимулирование спроса конечных потребителей | ||||||
2. Расширяемость | С увеличением объемов покупок потребителей спрос на продукцию компании не возрастает | Установление долгосрочных отношении; формирование лояльности потребителей (CRM) | ||||||
3. Эластичность | Изменения спроса на ЛКМ зависит от цены па продукцию | Цепа является одним из возможных конкурентных преимуществ на рынке, следовательно, компания пытается снизить себестоимость продукции | ||||||
4. Перекрестная эластичность | Изменения цен на сырье (латекс, сгустители и т. д.) влекут за собой изменения цен на готовую продукцию компании | Поиск поставщиков, которые обеспечивают оптимальное соотношение "цена-качество" | ||||||
5. Парность | Спрос на ЛКМ не изменяется из-за изменений спроса па конкретный другой товар | |||||||
6. Рациональность | Потребители ЛКМ реагируют, прежде всего, на технические характеристики товара; рациональное поведение потребителя | Аппелирование к рациональной составляющей процесса принятия решения при продвижении продукции; обеспечение товара обязательными характеристиками | ||||||
7. Сезонность | Время года существенно влияет на количество реализованной продукции, поскольку строительные и ремонтные работы ведутся, в основном, в теплые периоды. Так, пик сезона приходится па май- июнь, август-октябрь | Интенсификация сбытовых усилий в сезоны продаж, стимулирование закупок во внесезонное время | ||||||
8. Неустойчивость | Компания следит за изменениями в технологиях, внедряет инновации, пытаясь обеспечить макси- | Необходимость в инвестициях, отслеживании информации касательно инноваций в | ||||||
мальную конкурентоспособность продукции | технологиях производства ЛКМ, амортизационных отчислениях на постоянное обновление оборудования | |||||||
9. Текущее состояние спроса | Падающий | Прибыль компании сокращается | ||||||
1.3. Анализ товарного ассортимента
Раздел 2. Анализ маркетинговой среды компании
2.1. Анализ макромаркетинговой среды
2.2. Анализ микромаркетинговой среды
2.2.1. Анализ потребителей
2.2.2. Анализ конкуренции
2.2.3. Анализ поставщиков
2.2.4. Анализ посредников
2.2.5. Контактные аудитории