Введение
Основные предположения относительно реальной действительности представляют собой парадигму любой социальной науки, в том числе и менеджмента. Они имеются в подсознании ученых, писателей, преподавателей, тех, кто применяет эти знания на практике. При этом такие предположения во многом определяют то, что все они - ученые, писатели, преподаватели, практики — считают реальной действительностью.
Основные предположения данной дисциплины о реальной действительности определяют то, чем она занимается. От них зависит, что в данной дисциплине считается фактом и какой вообще себя представляет эта дисциплина. Эти же предположения в значительной степени определяют, что дисциплина считает маловажным или от чего она отмахивается как от досадного исключения. В конкретной дисциплине от них зависит, на что будет обращаться внимание, а что так и останется неохваченным.
И все же, несмотря на всю свою важность, эти предположения редко когда подвергаются анализу, редко когда изучаются и ставятся под сомнение, — даже более того, они редко когда четко формулируются.
Для такой социальной дисциплины, как менеджмент, эти предположения на самом деле намного важнее, чем парадигмы для естественных наук. Парадигма, т.е. превалирующая общая теория, никак не влияет на окружающий мир. Независимо от того, что утверждается в парадигме — что Солнце вращается вокруг Земли, или, наоборот, что Земля вращается вокруг Солнца, — это все равно никак не влияет ни на Солнце, ни на Землю. Любая естественная наука имеет дело с поведением объектов. А вот социальная дисциплина, такая как менеджмент, связана с поведением людей и человеческих институтов. Следовательно, те, кто занимается ею на практике, склонны поступать и вести себя так, как им подсказываются предположения этой дисциплины. Но что еще важнее, реальность естественной науки, физическая вселенная и ее законы, не меняются (а если изменения и происходят, то скорее в течение геологической эпохи, а никак
не столетия, не говоря уже о десятилетиях). У социальной вселенной нет ничего похожего на такие природные законы, а значит, она подвержена непрерывным изменениям. И отсюда следует, что предположения, которые вчера были оправданными, могут практически мгновенно стать ничем не подтвержденными и даже откровенно ложными.
Следовательно, в социальной дисциплине, такой как менеджмент, самое главное — это основные предположения. А изменение в основных предположениях значит еще больше. Поскольку изучение менеджмента началось только в 1930-х годах, то в отношении того, что является реалиями менеджмента, большинство ученых, писателей и практиков придерживались двух групп предположений.
Первый ряд предположений связан с менеджментом как научной дисциплиной.
1. Менеджмент представляет собой управление бизнесом.
2. Существует — и должна существовать — только одна правильная организационная структура.
3. Существует — и должен существовать — только один правильный способ управлять людьми.
Второй ряд предположений касается практики менеджмента.
4. Технологии, рынки и конечные пользователи — заданные величины.
5. Границы менеджмента определяются юридическими нормами.
6. Менеджмент нацелен внутрь.
7. Экономика, которая определяется границами государства, является "экологией" предприятия и менеджмента.
Менеджмент — это управление бизнесом
Для большинства людей, как занимающихся менеджментом, так и далеких от него, это предположение очевидно. И действительно, те, кто пишут о менеджменте, кто занимаются им на практике, и все непрофессионалы даже не слышат самого слова "менеджмент", а автоматически воспринимают его как управление бизнесом.
Это предположение, связанное с природой менеджмента, появилось сравнительно недавно. До 1930-х годов те немногие писатели и мыслители, которые интересовался вопросом менеджмента, — начиная с Фредерика Уинслоу Тэйлора в начале века и заканчивая Честером Барнардом накануне Второй мировой войны, — полагали, что управление бизнесом является всего лишь подвидом общего менеджмента и, по сути, отличается от управления любой другой организацией не больше, чем одна порода собак от другой.
Подойти к отождествлению менеджмента с управлением бизнесом позволила Великая депрессия и связанная с ней враждебность по отношению к бизнесу и презрение к тем людям, кто им занимается. Чтобы не навлечь на себя такое же презрительное отношение, менеджмент в общественном секторе стал называться общественным управлением и выделился в отдельную дисциплину, со своими факультетами в университетах, с собственной терминологией и особой карьерной лестницей. В то же самое время — и по той же причине — начавшееся изучение менеджмента в быстро развивающейся системе здравоохранения (которым, например, занимался Раймонд Слоун, младший брат Альфреда Слоуна из компании вМ) также выделилось в отдельное направление и стало называться медицинским администрированием.
Другими словами, в период Депрессии политкорректным было вообще не упоминать менеджмент.
Но уже после войны мода изменилась. К 1950 году слово бизнес стало очень популярным (во многом это объяснялось эффективностью управления бизнесом в США после Второй мировой войны), поэтому уже очень скоро понятие управление бизнесом стало действительно политкорректным, причем в первую очередь как отрасль исследований. И с тех пор менеджмент в общественном сознании и среди ученых ассоциируется с управлением бизнесом.
Сегодня мы начинаем исправлять эту семидесятилетнюю ошибку, о чем свидетельствует переименование множества школ бизнеса в школы менеджмента, быстро растущее количество курсов по некоммерческому менеджменту, которые читают в этих школах, появление программ до менеджменту, в которых принимают участие руководители как бизнеса, так и некоммерческих организаций, а также возникновение отделений приходского менеджмента в богословских учебных заведениях.
Но предположение о том, что менеджмент — это обязательно управление бизнесом, по-прежнему широко распространено. Поэтому крайне важно сказать, причем сделать это во всеуслышание, что менеджмент — это не управление бизнесом, как и медицина — не только акушерство.
Конечно, в менеджменте различных организаций есть некоторые отличия — ведь, по большому счету, миссия определяет стратегию, а стратегия определяет структуру. Несомненно, есть отличия между управлением сетью розничных магазинов и управлением католической епархией (хотя намного меньше, чем полагают большинство торговцев или епископов), между управлением авиабазой, больницей и компьютерной компанией. Но самое большое отличие кроется в терминах, которые используются в отдельных организациях. Другими словами, основные отличия связаны не с принципами, а с применением. Даже задачи и проблемы мало чем отличаются.
Первый вывод в ходе этого анализа предположений, который необходимо сделать, чтобы и научная дисциплина, и практика менеджмента стали еще эффективнее, должен звучать следующим образом: менеджмент — особый, уникальный орган, присущий всем без исключения организациям.
Менеджмент — это управление бизнесом
Единственно правильная организация
Единственно правильный способ управлять людьми
Технологии и конечные пользователи - фиксированные величины
Границы менеджмента определяются юридическими нормами
Границы менеджмента определяются политикой
Менеджмент нацелен внутрь
Вывод
ЧАСТЬ II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА