Менеджмент - Питер Друкер - Технологии и конечные пользователи - фиксированные величины

Четыре основных предположения, как уже говорилось в начале этой главы, были положены в основу практического менеджмента с самого его появления, причем это случилось задолго до того, как возникла научная дисциплина менеджмента.

Предположения о технологиях и конечных пользователях во многом привели к подъему современного бизнеса и современной экономики. Они уходят своими корнями к истокам промышленной революции. Когда из кустарного производства начала развиваться текстильная промышленность, считалось (и это было вполне оправдано), что ей присуща своя уникальная технология. То же было справедливо и по отношению к добыче угля и любой другой отрасли промышленности, которая появилась в конце XVIII-первой половине XIX века. Первым, кто понял это и использовал при создании крупного предприятия, был тот же человек, которого мы сегодня назвали бы создателем современного бизнеса, - немец Вернер Сименс (18161892). В 1869 году он первым нанял ученого с университетским дипломом, который должен был создать современную исследовательскую лабораторию, которая занималась бы исключительно тем, что сегодня мы называем электроникой, и основывалась бы на четком понимании того факта, что электроника (в те времена это называлось "низкое напряжение") является отдельным направлением и отличается от всех других отраслей, обладает своей особой технологией.

Из представления о том, что технологии и их конечные пользователи уникальны, выросла не только собственная компания Сименса со своей исследовательской лабораторией, но и вся химическая промышленность Германии, которая стала мировым лидером, потому что основывалась на предположении, согласно которому химия, особенно органическая, обладает своей особой, уникальной технологией. Из этого затем выросли другие крупные, ведущие компании по всему миру: американские электрические и химические компании, автомобилестроительные заводы, телефонные компании и т.д. Из этого же утверждения возникло и то, что можно назвать самым успешным изобретением XX века — исследовательская лаборатория компании IBM, появившаяся в 1950 году, почти через сто лет после лаборатории Сименса. Примерно в то же время, после Второй мировой войны, по всему миру начали появляться исследовательские лаборатории в крупных фармацевтических компаниях.

На сегодняшний день предположения, лежавшие в основе этого успеха, уже устарели. Самый наглядный пример этого — фармацевтическая промышленность, которая в значительной степени теперь зависит от технологий, совершенно далеких от тех, что применялись в первых фармацевтических лабораториях: от генетики, микробиологии, молекулярной биологии, медицинской электроники и т.д.

В XIX веке и в первой половине XX века считалось само собой разумеющимся, что технологии вне отдельной отрасли не оказывают на нее практически никакого влияния. Теперь же нужно начинать с предположения о том, что технологии, которые окажут самое заметное воздействие на компанию и всю промышленность в целом, находятся вне данной отрасли.

Конечно, исходное предположение о том, что собственная исследовательская лаборатория могла и должна была производить все, что нужно для компании, было необходимо. И в свою очередь, предположение о том, что все, что производит эта исследовательская лаборатория, будет использоваться в отрасли, которой служит.

Современные технологии в отличие от технологий XIX века, больше не развиваются параллельно. Они постоянно пересекаются, о чем уже вкратце упоминалось в главе 6. Технология, о которой люди в конкретной отрасли едва ли слышали (как, например, представители фармацевтической промышленности вряд ли слышали о генетике, не говоря уже о медицинской электронике), производит в ней настоящую революцию. Такие внешние технологии заставляют отрасль учиться, приобретать, адаптировать, менять свое мировоззрение и, конечно же, свои технические знания.

Второе предположение, не менее важное для подъема промышленности и компаний в XIX-XX веках, гласило: конечное назначение — величина постоянная. Например, из-за разлива пива по емкостям среди различных поставщиков этих емкостей сейчас происходит жестокая конкуренция. Но было врем, когда все емкости производились только стеклодувными компаниями, потому что существовал всего один способ разливать пиво -в стеклянные бутылки. Фиксированное конечное назначение считалось очевидным не только в бизнесе, промышленности и среди потребителей, но и у государственных органов. Американское регулирование бизнеса осиовывается на предположении о том, что каждой отрасли промышленности присуща уникальная технология, а для каждого конечного назначения характерна конкретная и особая продукция или услуга. Именно на этих предположениях были основаны антимонопольные комитеты. И до сегодняшнего дня антимонопольный закон стремится обеспечить доминирование на рынке стеклянных бутылок и совсем не принимает в расчет, что пиво теперь все чаще разливают не в них, а в банки или пластиковые бутылки.

Но со Второй мировой войны конечное назначение больше не привязано к конкретной продукции или услуге. Пластик, конечно, стал первым значительным исключением из правила. Однако сегодня уже ясно, что это не единственный материал, который завоевывает "территорию", раньше считавшуюся сферой применения другого. Очень часто одна и та же потребность удовлетворяется совершенно разными способами. Сегодня уникальна именно потребность, а не средство ее удовлетворения.

Уже в конце Второй мировой войны распространение новостей было монополией исключительно печатных газет, появившихся еще в XVIII веке и переживших свой расцвет в начале XX века. Сейчас этим делом занимается множество конкурентов: радио, телевидение, по-прежнему печатные газеты, все чаще — те же газеты, но существующие в режиме реального времени в Интернете, отдельные новостные организации, которые работают только в Интернете (все шире эта тенденция распространяется в сфере новостей экономики и бизнеса) и множество других.

Помимо всего этого, есть и совсем новая информация базового ресурса, которая кардинально отличается от всех других товаров в том, что не подпадает под действие теоремы дефицита, даже скорее наоборот - соответствует теореме изобилия. Если я продаю какую-то вещь, например книгу, то ее у меня больше нет. Если я продаю информацию, то по-прежнему владею ей. И даже более того, чем больше людей владеют информацией, тем более ценной она становится. Какую роль это играет для экономики, мы не будем рассматривать в данной главе, хотя понятно, что нам придется радикально пересмотреть основную экономическую теорию. Но кроме того, это имеет очень большое значение и для менеджмента. Все чаще основные предположения нужно менять. Информация не принадлежит исключительно одной отрасли или одному бизнесу. Она не имеет единственно возможного конечного назначения, а какое-либо конечное назначение не требует определенной информации и не зависит от нее.

Следовательно, сегодня менеджмент должен исходить из предположения о том, что не существует единственной технологии, характерной для данной отрасли, а совсем наоборот, все технологии могут — и, скорее всего, будут — играть важную роль для любой отрасли, оказывая влияние на всю промышленность. Точно так же менеджмент должен исходить из предположения о том, что для любой продукции или услуги нет единственно возможного конечного назначения и что никакое конечное назначение не будет привязано к конкретной продукции или услуге.

Одним из следствий всего этого будет то, что непотребители предприятия — будь то бизнеса, университета, церкви, больницы — будут приобретать такое же значение, как и потребители, если не большее.

Даже у самых крупных предприятий (помимо государственной монополии) непотребителей всегда значительно больше, чем потребителей. Найдется крайне мало учреждений, которые снабжают больше 30 процентов рынка. Значит, мало в каких учреждениях непотребители составят 70 процентов потенциального рынка. И тем не менее мало какие учреждения знают хотя бы что-нибудь о непотребителях — практически никто из них даже не подозревает, что они существуют, не говоря уже о том, кто это вообще такие. А еще меньше понимают, почему эти люди не являются их потребителями. Хотя именно с непотребителей всегда начинаются все перемены. Исходной точкой должно быть то, что считают ценным потребители. Исходной точкой должно быть предположение — неоднократно подтвержденное нашим личным опытом, — что потребитель никогда не покупает то, что продает поставщик. То, что ценно для потребителя, всегда немного отличается от того, что считает ценным или качественным поставщик. Это касается как бизнеса, так и университета или больницы.

Другими словами, менеджмент все больше должен исходить из предположения о том, что ни технология, ни конечное назначение не может служить основой руководящей политики. Они лишь ограничивают ее. Основой должна быть ценность для потребителя и его мнение о распространении своего дохода. Именно от этого все больше должны отталкиваться руководящая политика и стратегия менеджмента.

Границы менеджмента определяются юридическими нормами
Границы менеджмента определяются политикой
Менеджмент нацелен внутрь
Вывод
ЧАСТЬ II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА
8. Теория бизнеса
Ловкость компании IBM
У компании GM хватало сил
Паралич ІВМ
Восстановление GM
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru