Менеджмент - Питер Друкер - Единственно правильная организация

Заинтересованность менеджментом и его изучением начала проявляться после внезапного появления крупных организаций — бизнеса, государственной гражданской службы, большой постоянной армии (которая была изобретена в конце XIX века). И с самого начала, более чем сто лет назад, изучение организации основывалось всего на одном предположении: существует — или должна существовать — всего одна правильная организация.

А вот что именно считалось единственно правильной организацией, менялось неоднократно. Однако поиск такой самой правильной организационной структуры продолжался и продолжается до сих пор.

Именно во время Первой мировой войны появилась потребность в формальной организационной структуре. И именно Первая мировая война доказала, что функциональная структура Анри Файоля (и Эндрю Карнеги) была ошибочной. Сразу после Первой мировой войны сначала Пьер С. Дюпон (1870-1954), затем Альфред П. Слоун (1875-1966) разработали понятие децентрализация. А сейчас, за последние несколько лет, мы привыкли считать команду единственно правильной организацией почти на все случаи жизни.

Но теперь уже должно быть понятно, что такого явления, как единственно правильная организация, не существует. Есть просто организации, каждая со своими отличительными особенностями, плюсами, минусами и конкретными сферами применения. Организация — это не абсолют, а инструмент, с помощью которого люди могут эффективно работать вместе. Следовательно, конкретная организационная структура подходит для выполнения определенных задач в определенных условиях и в определенное время.

Сегодня много говорят о закате иерархии. Но это явная чушь. В любом учреждении должна существовать абсолютная власть, т.е. босс, человек, который может принимать окончательные решения и рассчитывать на их выполнение. В ситуации общей опасности — а любой институт рано ли поздно столкнется с ней — выживание всех зависит от четкого командования. Если корабль начинает тонуть, капитан не созывает совещание, а отдает приказ. И чтобы спасти корабль, все должны подчиниться этому приказу, должны точно знать, куда идти и что делать, а также должны делать это без лишних споров или обсуждений. Иерархия и беспрекословное подчинение ей всех членов организации — это единственная надежда в случае кризиса.

В других случаях в рамках того же учреждения может потребоваться дискуссия, а еще в каких-то — командная работа, и т.д. В любом предприятии — наверное, даже в "типичной производственной компании" Файоля — существует потребность в целом ряде различных организационных структур, которые бы соседствовали друг с другом.

В мировой экономике все большее значение — и все большую трудность — приобретает управление операциями с иностранной валютой. Для этого требуется абсолютная централизация. Ни один элемент предприятия не может иметь права самостоятельно осуществлять операции с иностранной валютой. Но в рамках того же предприятия обслуживание клиентов, особенно в высокотехнологичных сферах, невозможно без полноценной местной автономии, которая значительно превосходит традиционное понимание децентрализации. Каждый представитель обслуживающего персонала должен быть боссом, а организация в целом — выполнять его распоряжения.

Для некоторых форм исследований требуется строгая функциональная организация, когда все специалисты самостоятельно "играют на своих инструментах". Другие виды исследований, особенно те, которые на ранних стадиях связаны с принятием решений (например, некоторые исследования в фармацевтике), изначально невозможны без командной работы. Причем оба этих вида исследований зачастую проводятся одновременно, в пределах одной исследовательской организации.

Убежденность в том, что может существовать только одна правильная организация, тесно связано с заблуждением, гласящим, что менеджмент — это всегда управление бизнесом. Если бы тем, кто раньше занимался изучением менеджмента, эта ошибка не ослепила в глаза и если бы они внимательнее посмотрели на работу некоммерческой организации, то вскоре заметили бы, что в зависимости от природы выполняемой задачи существуют существенные различия в их организационной структуре.

Католическая епархия по своему строению совсем не похожа на оперный театр. Современная армия построена абсолютно по-иному, нежели больница.

Некоторые принципы организации действительно существуют.

Согласно одному организация должна быть прозрачной. Люди должны знать и понимать организационную структуру, в которой им придется работать. Это кажется очевидным, но в большинстве учреждений этот принцип очень часто нарушается (даже в вооруженных силах).

Второй принцип уже упоминался: кто-то в организации должен обладать правом принимать окончательное решение в определенной сфере. Кто-то, несомненно, должен быть главным в период кризиса. Есть также разумный принцип, гласящий, что власть должна быть соизмерима с ответственностью.

И еще один разумный принцип: у каждого человека в организации должен быть только один "хозяин". В римском праве существовал мудрый закон, по которому раб, у которого оказывалось три господина, становился свободным человеком. Согласно очень старому принципу человеческих отношений никого нельзя впутывать в конфликт преданности — а наличие нескольких хозяев как раз и создает такой конфликт (что, кстати говоря, и является причиной, почему так трудно работать в команде джаз-комбо, столь популярной сейчас, — у каждого ее члена оказывается два хозяина: глава подразделения, например инженерного отдела, и руководитель команды). Правильный структурный принцип требует, чтобы уровней в структуре было как можно меньше, т.е. чтобы организация была максимально плоской — хотя бы потому, что, как гласит информационная теория, каждое реле удваивает шум и вполовину сокращает сообщение.

Но все эти принципы не говорят нам, что нужно делать. Они лишь сообщают, чего делать не стоит. Они не говорят, что будет эффективно, а сообщают, что едва ли сработает. Эти принципы не слишком отличаются от тех, на которых строится работа архитектора. Они не говорят ему, какое здание строить, а лишь сообщают, каковы ограничения. Именно этим занимаются и самые разные принципы организационной структуры.

Одно из следствий: людям нужно уметь в одно и то же время работать в разных организационных структурах. Для выполнения одной задачи они должны работать в команде, а для другой — в то же самое время — им придется работать в структуре с жестким командным контролем. Один и тот же человек, который в своей организации является боссом, в альянсе, миноритарном акционерном обществе, совместном предприятии и тому подобном уже будет партнером. Другими словами, организации должны будут стать частью набора инструментов любого исполнителя.

Но что еще важнее, нам необходимо заняться изучением сильных и слабых сторон различных организаций (подробнее мы поговорим об этом в главах 38-42). Для каких задач лучше всего подходят определенные организации? Для выполнения каких заданий какие организации самые неподходящие? И в какой момент при выполнении задания мы должны переключаться с одного вида организации на другой? Наверное, такой анализ сейчас больше всего нужен для той организации, которая считается политкорректной в данный момент: для команды.

Одна из областей, где особенно необходимы исследования и изучения, -это организация топ-менеджмента. И тем не менее я сомневаюсь, что кто-то станет утверждать, будто нам до конца известно, как организовать работу топ-менеджеров в бизнесе, университете, больнице или даже в современной церкви. Один явный признак — это возрастающий раскол между теорией и практикой: мы без конца говорим о командах (и после каждого исследования делается вывод, что для работы топ-менеджмента на самом деле нужна команда), но при все этом на практике активно придерживаемся самого настоящего культа личности генерального директора, и не только в американской промышленности. И при современном почитании этих всемогущих генеральных директоров, кажется, никто не обращает ни малейшего внимания на вопрос о том, как и в результате какого процесса они добиваются успеха. Но для топ-менеджмента в любом учреждении самой сложной всегда была проверка преемственностью.

Другими словами, в теории и практике организации еще предстоит сделать очень многое, даже несмотря на то, что и та и другая являются старейшими областями организованной работы и организованной практики менеджмента.

Первопроходцы в сфере менеджера сто лет назад были правы: необходима организационная структура. Современное предприятие, будь то бизнес, гражданская служба, университет, больница, крупная церковь или воинское подразделение, нуждаются в организации точно так же, как любой организм чуть сложнее амебы нуждается в структуре. Но те же первопроходцы ошибались в своих предположениях о том, что существует — или должна существовать — всего одна правильная организация. Точно так же как существует огромное количество структур биологических организмов, не меньше найдется и организаций в организме социальном, каким является современное учреждение. Вместо того чтобы искать единственно правильную организацию, менеджеры должны научиться развиваться и выяснять, какая организация необходима для выполнения задания.

Единственно правильный способ управлять людьми
Технологии и конечные пользователи - фиксированные величины
Границы менеджмента определяются юридическими нормами
Границы менеджмента определяются политикой
Менеджмент нацелен внутрь
Вывод
ЧАСТЬ II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА
8. Теория бизнеса
Ловкость компании IBM
У компании GM хватало сил
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru