Начиная с 1950 года отмечался настоящий бум развития методов управления как неотъемлемой части более масштабного бума менеджмента. В середине 1940-х годов, когда я впервые заинтересовался данной проблемой, мне удалось отыскать всего две компании, в которых серьезно задумывались над развитием своих менеджеров, - Sears, Roebuck в США и Marks & Spencer в Англии. В то время в Америке предлагали всего три университетских программы углубленной подготовки менеджеров: программа Слоуна в Массачусетсском технологическом институте; программы последипломного образования менеджеров и молодых профессионалов в банковской и финансовой сферах школы бизнеса при Нью-Йоркском университете и программа углубленной подготовки менеджеров в Гарвардской школе бизнеса.
Десять лет спустя, в середине 1950-х годов, когда была предпринята попытка создать каталог компаний, в которых применяются специальные программы по повышению квалификации руководящего персонала, их число достигло приблизительно трех тысяч. Кроме того, большое число университетов в США предлагало разнообразные программы по углубленному изучению менеджмента.
В настоящее время невозможно сосчитать компании, которые тем или иным способом занимаются совершенствованием методов управления и самих менеджеров. Крупная корпорация, которая не предусматривает подобного вида работы и не имеет в своем составе кадров, занимающихся повышением квалификации руководящих работников, уже считается исключением из правил. То же можно сказать и в отношении бизнес-школы уровня университета, в которой не предусмотрена отдельная программа совершенствования методов управления. Кроме того, невообразимое количество сторонних организаций (торгово-промышленных ассоциаций, консалтинговых агентств и т.п.) начали заниматься подготовкой руководящих кадров.
Зачем развивать менеджмент
Реализация основных решений в бизнес-сфере на практике требует много времени. Исходя из того, что никто не в состоянии предвидеть будущее,
руководство не может принимать рациональные и ответственные решения, если не будет отбирать, развивать и проверять людей, которые будут их поддерживать и оказывать им помощь, — т.е. будущих менеджеров.
Потребность общества в менеджерах постоянно растет. Развитое общество все больше замещает физические умения теоретическими знаниями и способностями организовывать и руководить — другими словами, организаторскими способностями. Фактически сегодня вопрос впервые заключается не в том, скольких образованных людей общество может избавить от необходимости решать задачи по обеспечению средств к существованию, а в том, какое количество необразованных людей мы можем позволить себе содержать.
Однако совершенствование менеджмента также необходимо для базовой ответственности, которую бизнес-предприятие обязано нести по отношению к обществу. Если бизнес самостоятельно не выполняет данного обязательства, то общество так или иначе заставит его делать это, ведь особенно для крупного коммерческого предприятия целостность имеет решающее значение. Наше общество не будет терпеть — и не может позволить себе это — такого положения дел, когда ресурсы, создающие материальные ценности, подвергаются угрозе из-за нехватки компетентных преемников в сфере управления.
Член современного общества рассматривает свою работу не только как источник средств к существованию. В своей работе он стремится также получить не только экономическое, но и моральное удовлетворение, т.е. испытать чувство собственного достоинства, самоуважение и радость от достигнутого. Развитие менеджмента — это всего лишь иное название процесса, в ходе которого труд и производство становятся чем-то большим, чем простым источником дохода. Предлагая сложные задачи и возможности развития конкретно взятого менеджера и повышая его квалификацию до самого высокого уровня, корпорация частично выполняет свое обязательство сделать работу в индустрии "хорошей жизнью".
И если сегодня нам что-то действительно известно, так это то, что менеджерами не рождаются, ими становятся. Для воспитания руководителей завтрашнего дня необходимо проводить систематическую работу по обеспечению, совершенствованию умений и навыков будущих кадров. Это ни в коем случае нельзя оставлять на волю случая.
Что не является развитием менеджмента
Два аспекта развития
Вывод
25. Целевое управление и самоконтроль
Специализированная работа менеджера
Неправильное руководство
Неправильное направление в результате компенсирования
Какими должны быть цели менеджера?
Менеджмент с помощью стимулов