В период подъема, как, например, тот, который мы переживаем сейчас, перемены становятся нормой. Несомненно, они всегда рискованны и болезненны и в обязательном порядке требуют усердного труда. Но если отдельный менеджер или лидерская группа не считает своей задачей руководить переменами, то организация (бизнес-компания, университет, больница и т.п.) не сможет выжить. Во время быстрых структурных изменений выживают только те, кто способны к нововведениям и созданию перемен.
Организация, которая хочет развить свою способность к инновациям, стремится не упустить свой шанс добиться успеха и процветания в период быстрых перемен, должна применять в своей деятельности предпринимательский менеджмент, т.е. предпринимательские методы и приемы. Эти методы и приемы нужно использовать как в рамках существующего предприятия, так и в работе с новыми компаниями.
Организация должна задействовать предпринимательские стратегии также и вовне, т.е. на рынке. Наконец, предпринимательской организации необходимо прилагать все усилия, чтобы постоянно отыскивать инновационные возможности, по отношению к которым затем можно будет применить предпринимательские стратегии.
34. Предпринимательский бизнес
"Большие компании не занимаются инновациями" — утверждает известная мудрость. Это звучит достаточно правдоподобно. Действительно, новые, серьезные инновации XX века совершили совсем не старые, крупные организации своего времени. Железные дороги не привели к появлению автомобиля или грузовика, они и не пытались этого сделать. И хотя автомобильные компании все же попробовали поступить так (Ford и General Motors первыми занялись авиацией и космонавтикой), все крупные авиакосмические компании наших дней возникли на основе совершенно новых предприятий. Точно так же сегодняшние гиганты фармацевтической отрасли в большинстве своем представляют собой компании, которые еще пятьдесят лет назад, когда разрабатывались современные лекарственные препараты, были маленькими или вообще не существовали. Все гиганты электропромышленности — компании General Electric, Westinghouse и RCA в США, Siemens и Philips в Европе, Toshiba в Японии — в 1950-х годах активно увлеклись компьютерными разработками, но ни одна из них не преуспела.
И тем не менее расхожее мнение о том, что большие компании не могут и не хотят заниматься инновациями, даже наполовину не является правдой, это настоящее заблуждение.
Во-первых, существует множество исключений — многие крупные компании, которые добились значительных успехов в качестве предпринимателей и новаторов. В Соединенных Штатах Америки есть компания Johnson & Johnson в сфере гигиены и медицины, ЗМ — в области высокотехнологичной продукции для промышленного и потребительского рынков, Procter & Gamble — на рынке потребительских товаров. Citibank, один из крупнейших банков в мире с более чем столетней историей, является автором многих инноваций в различные области банковского дела и финансов. В Германии одна из крупнейших химических компаний мира Hoechst, которой сегодня уже больше 145 лет, стала успешным новатором в фармацевтической промышленности.
Во-вторых, неправда то, что большой размер служит помехой для предпринимательства и инноваций. Если речь заходит о предпринимательстве, то часто вспоминают о бюрократии больших компаний и их консерватизме. Конечно, и то и другое явление существует, к тому же они являются
серьезной преградой для предпринимательства и инноваций, но вместе с тем и для эффективной работы в любом другом направлении. И тем не менее данные убедительно свидетельствуют о том, что среди существующих предприятий, будь то в бизнес-секторе или среди некоммерческих организаций, компании меньшего размера менее склонны заниматься предпринимательством и инновациями.
Среди работающих предпринимательских организаций существует огромное количество очень больших фирм, в этот список без труда можно было бы включить около сотни различных бизнес-компаний со всего мира, а к новаторским общественным организациям относятся также многие большие учреждения.
Не размер компании мешает предпринимательству и инновациям, а сам существующий принцип деятельности, особенно успешной. Большой компании или организации среднего размера будет проще справиться с такими трудностями, чем маленькой фирме. Для работы в любой области — на производственном предприятии, в сфере технологии, на линии продуктов, в сфере сбыта — требуются постоянные усилия и безраздельное внимание. Единственное, что можно гарантированно ожидать в любом виде деятельности — это ежедневный кризис. Его нельзя отложить, с ним приходится бороться незамедлительно. А существующая деятельность должна всегда быть на первом месте.
Известная мудрость ошибается в том, что утверждает, будто предпринимательство и инновации — явления естественные, творческие или спонтанные. Если в организации с ними возникают проблемы, значит, им что-то мешает. И тот факт, что только меньшинство из существующих успешных компаний активно занимается предпринимательством и инновациями, воспринимается как доказательство того, что существующие организации подавляют в себе предпринимательский дух.
Но на самом деле предпринимательство не является естественным или творческим. Это работа, а значит, исходя из имеющихся свидетельств, правильным было бы заключение, противоположное распространенному. То, что значительное число существующих компаний — среди них очень много организаций среднего, большого и очень крупного размера - преуспели в качестве предпринимателей и новаторов, говорит о том, что заниматься инновациями и предпринимательством может любая компания. Но она должна к этому сознательно стремиться. Предпринимательству и инновациям можно научиться, но для этого потребуется приложить усилия. Предпринимательские компании воспринимают предпринимательство как свою обязанность, поэтому они приучены к нему, работают над ним и совершенствуют свои навыки.
Чего делать не нужно
Вывод
35. Новое предприятие
Необходимость концентрироваться на рынке
Финансовая дальновидность
Создание команды топ-менеджеров
"Где я могу принести пользу?"
Потребность в совете со стороны
36. Предпринимательские стратегии