Развертывание мирового финансового кризиса в 2008-2009 гг. достаточно ощутимо сказалось на расстановке сил в мире. Речь идет не только о специфике кризисных процессов в разных странах мира, но и о том, в каком положении окажутся эти страны уже в посткризисных реалиях.
Нельзя выделить те или иные секторы мирового хозяйства, которые бы сохранили свою "неприкосновенность" мировым финансовым кризисом. Также не вызывает сомнения, что после завершения мирового финансового кризиса (по крайней мере, его активной части) мир станет другим. При этом на данном этапе экономического и политического развития Украины никто не может безошибочно утверждать, в состоянии ли государство не только минимизировать негативные влияния мирового финансового кризиса, но и найти свое достойное место в после кризисных реалиях.
В первую очередь, представляют интерес параметры выхода из кризиса и временные рамки данных параметров. Международные организации постепенно улучшают свои прогнозы развития мировой экономики на 2010-2011 гг.1: 1 октября 2009 года Международный валютный фонд улучшил прогноз роста мирового ВВП в 2010 году до 3,1% с 2,5%, озвученных в июльском отчете. В свою очередь, 10 октября 2009 года Всемирный банк обнародовал свой прогноз, согласно которому после падения на 2,2% в 2009 году глобальная экономика вырастет на 2,6% в 2010-м, а не на 2%, как прогнозировалось ранее.
Вслед за ними ОЭСР, "получив цифровые данные, подтверждающие процесс оживления экономики" более чем вдвое, улучшила прогноз роста ведущих экономик мира в 2010 году. Главным фактором пересмотра прогноза ОЭСР стал мощный рост экономик Китая и других стран БРИК. Прогноз роста экономики Китая на 2010 г. был улучшен до 10,2%, Индии - до 7,3%, Бразилии - до 4,8%. ВВП России (после падения на 8,7% в 2009 году) в 2010 году вырастет на 4,9%, а не на 3,7%, как прогнозировалось ранее. Помимо БРИК, были улучшены прогнозы и для других ведущих экономик. Экономика США в 2010-м увеличится на 2,5%, а не на 0,9%, как предполагалось ранее. ВВП 16 стран зоны евро в 2010 году вырастет на 0,9%, тогда как ранее предполагалось нахождение на нулевой отметке. ВВП Японии вырастет на 1,8%, а не на 0,7%.
Из всего этого можно сделать несколько выводов. Антикризисные меры различных стран оказались эффективными и своевременными, причем ведущие экономики преодолели рецессию. Темпы восстановления превосходят ожидания. Наступило время планировать стратегию выхода из антикризисной политики. Центральным банкам развитых стран до конца 2010 года не следует повышать базовые процентные ставки. Вместе с этим существуют факторы, сдерживающие восстановление мировой экономики. К ним относится, в частности, сохранение валютных дисбалансов. Так, очевидным яв-
Антикризисные меры различных стран оказались эффективными и своевременными, причем ведущие экономики преодолели рецессию. Наступило время планировать стратегию выхода из антикризисной политики.
ляется активное сопротивление Китая призывам укрепить юань. Кроме этого, дальнейший рост курса евро по отношению к доллару США может подорвать перспективы восстановления экономики еврозоны.
Нельзя не отметить дальнейшее ухудшение ситуации на рынке труда - ОЭСР прогнозирует в 2010 году дальнейший рост безработицы в 30 развитых экономиках мира.
Высоким остается уровень государственной задолженности. Государственная задолженность стран-членов ОЭСР в 2011 году превысит 100% от их ВВП и будет одним из главных факторов, сдерживающих восстановление. Перевод частных обязательств в государственные не всегда и не в полной мере решает проблемы, но становится слишком обременительным даже для крупнейших богатых экономик. В ближайшие 2 года госдолг Великобритании вырастет до 105% ВВП, США и стран еврозоны - до 125%, Японии - до 270%, а общий объем госдолга стран мира превысит 45 трлн долларов. Высокий уровень госдолга не позволяет снизить фискальное давление, в том числе в рамках стимулирования экономики.
По мнению западных аналитиков, сохраняются угрозы появления новых "мыльных пузырей". Большие объемы денежной массы, влитые в глобальную экономику для поддержки экономического роста, создают предпосылки для спекуляций и, как следствие, появления новых пузырей на рынках активов.
Исходя из этого, оптимистичные ожидания по поводу скорого выхода мировой экономики из кризиса могут не оправдаться, а выход из кризиса - затянуться.
ОЭСР прогнозирует досрочный выход мировой экономики из кризиса. Согласно новому прогнозу, ВВП 30 стран - членов ОЭСР в 2010 году увеличится на 1,9% по сравнению с +0,7% в предыдущем прогнозе. Несмот-
ря на более быстрое, чем ожидалось, восстановление, в абсолютных показателях развитые экономики смогут достичь своего максимального исторического уровня, зафиксированного в январе-марте 2008 г. лишь в июле-сентябре 2011 года.
Помимо относительно позитивных прогнозов, существует и ряд прогнозов, носящих негативный характер. В частности, аргументация негативных перспектив развития основывается на росте долговой проблемы в мире. Программы стимулирования экономик, начатые большинством стран для борьбы с кризисом, привели к росту мирового долга в 2008-2009 гг. на 5 трлн долларов - до 35 трлн долларов. Но в 2010-2011 гг., когда ожидается рост мировой экономики, долги увеличатся почти на треть - на рекордные $10 трлн, говорится в прогнозах банка Societe Generale1. Рост долгов развитых стран будет вызван перенесением на государство части частных обязательств, размер которых будет сокращаться. Госдолг Великобритании ожидаемо вырастет до 105% от ВВП, США и стран еврозоны - до 125%, а Японии - до 270%. В наихудшем случае долг развитых стран достигнет 150% от ВВП (в 2001 году было 72%), развивающихся - 45% (49%). Среди крупных экономик Маастрихтский критерий в 60% не нарушит только Китай (50%).
Прогнозы банка содержат три сценария: оптимистический "бычий", центральный и пессимистический "медвежий". В самом худшем варианте (отсутствие роста ВВП, дефляция и низкие процентные ставки) Societe Generale советует инвесторам в 12-месячной перспективе избавляться от доллара США, коротких гособлигаций (три-пять лет), акций компаний США и Евросоюза,
Помимо относительно позитивных прогнозов, существует и ряд прогнозов, носящих негативный характер. В частности, аргументация негативных перспектив развития основывается на росте долговой проблемы в мире.
Прогнозы разных финансовых институтов, как правило, состоят из нескольких сценариев развития событий. При этом пессимистический сценарий описывается достаточно подробно.
Проблемы оздоровления мировой экономики прямо влияют на развитие событий в Украине, причем выбор возможных направлений минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса для Украины может рассматриваться как в прошедшем, так и в настоящем времени.
а также нефти, стоимость которой упадет в 2010 году до 50 долларов за баррель. Нейтральными будут вложения в металлы (их стоимость зависит от Китая), акции развивающихся рынков и пяти-семилетние гособлигации. Лучше всего разместить средства в длинных десятилетних бумагах и аграрной продукции (ожидается сохранение дефицита на нее).
Последствиями таких больших долгов могут стать четыре пути развития: 1) инфляция, которая может привести к ревальвации юаня в 2010-2011 гг.; 2) дефолты в 2010 году в странах Восточной Европы; 3) экономические реформы, например сокращение Калифорнией штата госслужащих; 4) инновации, например в "зеленых" технологиях. Снижения госдолга можно будет добиться за счет приватизации государственного имущества, увеличения налогов, девальвации национальных валют и сокращения затрат. Эти проблемы необходимо будет решать развитым странам, тогда как развивающиеся рынки до 2014 года смогут довести свою долю в мировом ВВП с нынешних 44% до 50%. Китай прибавит 3% (до 12%), тогда как США потеряют 2% (сократится до 24%), ЕС - 3% (18%), а Япония - 1% (8%).
Проблемы оздоровления мировой экономики прямо влияют на развитие событий в Украине. Причем выбор возможных направлений минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса для Украины может рассматриваться как в прошедшем, так и в настоящем времени.
Во-первых, с точки зрения последствий мирового финансового кризиса для экономического развития Украины предпочтительным было бы использовать кризис для структурной перестройки национальной экономики, ее технического перевооружения, роста производитель-
ности труда, внедрения энергосберегающих технологий и т. д.1 В силу причин внутреннего характера, прежде всего внутреннего экономического кризиса и политического противостояния, данное направление не было реализовано.
На протяжении многих лет на официальном уровне к конкурентным преимуществам Украины наряду с наличием черноземов и географическим положением относят дешевую квалифицированную рабочую силу. Однако, по данным австрийского банка Сгеёпашгая, с начала 1990-х до начала 2000-х годов производительность труда выросла в Польше (240%), Венгрии (140%), Чехии (109%), а в Украине на 86% упала.
По данным МсЮшеу2 на осень 2009 года, по стандартам жизни Украина поднялась со 109-го на 95-е место в мире. Но отставание от развитых стран по-прежнему велико: работа, которую американец выполняет один день, у украинца заняла бы шесть дней, у россиянина - три. Общая производительность труда в украинской экономике, рассчитанная как объем ВВП с учетом покупательной способности на одного занятого, составляет лишь 16% от американского уровня. Чтобы сохранить темпы роста ВВП до 2020 года, украинской экономике понадобится наращивать производительность даже быстрее, чем до кризиса, - в среднем на 7,5% в год, пишут исследователи. При этом если показатель общей производительности труда в США взять за 100%, то в Швеции этот показатель составит 81%, в Канаде - 80%, в Испании - 75%, в Польше - 43%, в России - 31%,
Возможным позитивным результатом мирового финансового кризиса было бы перепозиционирование Украины в мире, включая геоэкономические и соответствующие геополитические факторы.
Украине нужно определить реальные цели не только в международной экономической, но и в международной политической сферах.
в Бразилии - 23%, в Украине - 16%, в Китае - 10%, в Индии - 8%.
В процессе развертывания мирового финансового кризиса не было предпринято никаких действий для повышения производительности труда в Украине.
Во-вторых, возможным позитивным результатом мирового финансового кризиса было бы перепозиционирование Украины в мире, включая геоэкономические и соответствующие геополитические факторы1. При условии успешной реализации первого направления представлялось бы вполне логичным ускоренное формирование атрибутов государства - регионального лидера по экономическим и социально-политическим процессам. В данном случае речь идет о лидерстве не только среди стран СНГ, но и среди постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Здесь говорится не о магистральных евроинтеграционных и других направлениях развития страны, а именно о позиционировании государства в посткризисных реалиях.
К сожалению, успехи в данном направлении представляются сомнительными. С чисто экономической точки зрения, украинский экспорт весьма специфичен для европейской страны. Если корректно назвать то, что составляет экспорт, - в течение всех лет независимости более 50% экспорта - это прежде всего необработанная продукция. В то время как для экономически развитых стран 80% их экспорта - это продукция обработанная. Проблема является более чем актуальной, учитывая то, что пострадавшие экспортоориентированные отрасли дают более 47% ВВП страны.
В результате кризисного развития снизились рейтинги страны в мире. Учитывая параметры социальной статистики, а также рейтинги разных международных организаций, отношения к государству не может быстро измениться. Имидж Украины в мире еще долго будет сохраняться как рискового государства с непредсказуемым развертыванием политической и экономической ситуации.
Украине нужно определить реальные цели не только в международной экономической, но и в международной политической сферах. Украине никогда не быть сверхгосударством, но это не повод для того, чтобы с обреченностью ничего не делать для улучшения жизни вообще. Страна не может внезапно стать конкурентом по уровню жизни и политическому влиянию Германии или Франции, но это не причина того, чтобы получить постоянный билет в последние ряды мирового табеля о рангах.
В-третьих, важным направлением использования результатов мирового финансового кризиса в национальных интересах Украины была бы переориентация на новые центры экономического развития, включая коррекцию международных валютно-финансовых ме-ханизмов1.
Данное направление представляется более реализуемым, чем предыдущие, в силу определенной неизбежности его осуществления. Речь идет о закономерностях мировой валютно-финансовой системы и логике процессов финансовой глобализации.
В данном аспекте Украина будет вынуждена производить трансформацию восприятия новых мировых финансовых центров и изменении расстановки сил. Говорится здесь о выходе на ведущие позиции Китая, изменения
Важным направлением использования результатов мирового финансового кризиса в национальных интересах Украины была бы переориентация на новые центры экономического развития, включая коррекцию международных валютно-финансовых механизмов.
Санационный эффект мирового финансового кризиса, который охватил и Украину, в большей мере лишь обозначил уязвимые места национальной экономики, но никак не способствовал изменению сложившейся ситуации.
соотношения "доллар-евро" и т. д. Для Украины в данном плане является логичным изменение структуры золотовалютных резервов, переход на расчеты в других иностранных валютах, изменение принципов формирования курса гривни к иностранным валютам и другие важные параметры.
Особо необходимо выделить сотрудничество Украины с международными финансовыми организациями. Практика трансформации сотрудничества с МВФ и появившиеся возможности получения помощи во время кризиса подтвердили две новые составляющие. С одной стороны, Украина получила доступ к ресурсам, невозможным для получения в других, некризисных условиях. С другой - полученные возможности использования средств МВФ для покрытия дефицита государственного бюджета (фактического "проедания") также свидетельствуют о новых возможностях, открывшихся в результате мирового финансового кризиса.
В любом случае, в отличие от двух предыдущих направлений, данное направление реализуется в Украине, в определенной мере принудительно для страны, исходя из логики развертывания мирового финансового кризиса и его последствий.
Обозначенные три направления, которые могли бы кардинально изменить ситуацию в Украине в позитивную сторону, в процессе развертывания мирового финансового кризиса в необходимой мере реализованы не были. В результате этого Украина в дальнейшем будет выступать как страна, реагирующая на события, которые уже состоялись, с целью минимизации их негативного влияния. И нет оснований говорить, что такие реагирования будут эффективными и приведут к желаемому результату. В данном случае можно констатировать, что стране в очередной раз не удалось сработать "на опережение" и в дальнейшем также придется выполнять функцию "догоняющего".
Санационный эффект мирового финансового кризиса, который охватил и Украину, в большей мере лишь обозначил уязвимые места национальной экономики - от банковского сектора до экспортоориентированных отраслей, - но никак не способствовал изменению сложившейся ситуации. Также данный эффект никак не был использован на государственном уровне, что пошло бы только на пользу национальной экономике.
Украине следует определить общие социально-экономические ориентиры развития, которые бы позволили охарактеризовать роль и место государства в экономической сфере. Как свидетельствует опыт развитых стран, не может быть эффективной рыночной экономики без активной роли государства. Хотя, конечно, сами методы и механизм государственного влияния не остаются неизменными. Кроме этого, масштабы государственного влияния, его конкретные функции и методы существенно отличаются в разных странах и отвечают историческим, культурным, геополитическим и другим факторам.