Процессы эволюции культуры и развития человека неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены. В ходе формирования личности происходит ее приобщение к культуре, что требует от человека целенаправленных усилий, активности, избирательности его действий, а это ведет к формированию индивидуальной культуры. В своей социальной практике, во взаимодействии с другими людьми человек "потребляет", использует нормы и правила данного социума, культурные навыки, язык и символы коммуникации, накопленные знания, достижения искусства и т. д.
Таким образом, культура влияет на развитие внутреннего мира человека, обусловливает глубину его постижения окружающей действительности, широту кругозора, духовность личности. Уже при рождении человек погружен в мир культуры.
Формируясь, оперативно реагируя на социальные требования, сознавая их моральный, этический и эстетический смысл, человек учится принимать решения, делать свой нравственный выбор. В этом процессе он опирается на определенную культурную традицию, которую он соотносит со своими потребностями (природными и социальными). Важно отметить, что и природные потребности человека определяются культурой. Удовлетворяя свои потребности, человек руководствуется социальными "табу" (запретами), социальным контролем, т. е. "потребляет" принятые в обществе нормы и правила.
Особое значение в этом процессе имеет установившаяся в обществе система ценностей. Выбирая возможный способ удовлетворения своих потребностей, человек отдает предпочтение тому, который в принятой системе ценностей стоит особенно высоко. Именно ценности являются регуляторами человеческих стремлений и поступков, определяют способы и средства удовлетворения потребностей. Это относится и к тем ценностям, которые всеми признаны, но к которым не все стремятся, и к тем, к которым стремятся, но они не всеми признаются. (Ранее уже шла речь о молодежной субкультуре.)
Живя в обществе, человек усваивает, "потребляет" "образцы" поведения, опираясь па систему ценностей. Это создает определенную устойчивость жизни, регулирует, упорядочивает ее движение. Нарушение этих норм, отступление от установленных моделей*198, нежелание "потреблять" культурные навыки (в широком смысле этого понятия) ведет к срывам, правонарушениям, нередко к конфликтам личности и общества.
*198: {Модель - символическое представление желаемого положения вещей, желаемая схема, связанная с ценностями.}
Но активное "потребление", овладение нормами культуры может привести к иным противоречиям: дезадаптации личности к быстро изменившейся культурной среде. Человек продолжает следовать старым, прочно освоенным им стереотипам, а это ведет к тому, что он не может найти своего места в новых условиях. Именно это явление наблюдается в наше время в постсоветском обществе: люди, сформировавшиеся в советскую эпоху, зачастую не могут адаптироваться к кардинально изменившимся условиям, ибо твердо, органически усвоенные ими нормы не могут быть реализованы в период модернизации.
Усваивая, "потребляя" культурные ценности и нормы, человек формируется как культурно-историческая личность. Культурология определяет формальные критерии индивидуального уровня культурного развития:
- степень, широта, качество образованности;
- объем, богатство социокультурного опыта и эффективность выбранных способов его реализации;
- качество, глубина овладения индивидом нормами, ценностями, идеалами*199.
*199: {См.: Пономарева Г. М. и др. Основы культурологии. - М., 1998. - С. 118, 119.}
Так формируется нормативно-ценностная модель личности, в которой сосредоточиваются знаковые для данного общества черты и качества.
Выделяются несколько типов "культурности" личности:
- тип "низкой культуры", характеризующийся случайными, хаотичными контактами человека с культурными ценностями и нормами, не имеющими существенного значения в его жизни;
- тип потребительского отношения к культуре, когда "потребление" культурных ценностей понимается в буквальном смысле: отождествляется с комфортом, развлечением, наслаждением;
- "смешанный тип", связанный с неразборчивым отношением к культурным ценностям;
- "высокомерный тип", определяющийся приоритетом духовных ценностей, четким знанием критериев, норм, ценностей и идеалов, объективностью и взвешенностью оценок, активностью и избирательностью в выборе культурных феноменов и идеалов.
Человек как транслятор культуры
Литература
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть I. ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
ПАЛЕОЛИТ (около 35 - 10-го тысячелетия до н. э.)
МЕЗОЛИТ (10 - 6-е тысячелетие до н. э.)
НЕОЛИТ (6 - 2-е тысячелетие до н. э.)
ЭПОХА БРОНЗЫ (около 2-го тысячелетия до н. э.)