Культурология - Берестовская Д.С. - Скульптура

С 3-го тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских усыпальниц. Грандиозность, устремленность вверх гробниц фараонов III династии свидетельствовали о стремлении возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить преходящему характеру земной жизни вечность жизни загробной. Наиболее значительные архитектурные сооружения: усыпальница-пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до и. э., зодчий Имхотеп); одним из "семи чудес света" называли пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, XXVII в. до н. э.), находящиеся в Гизе. Наиболее грандиозна пирамида Хеопса: высота 147, длина стороны 233 м. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет - пирамиду. На ее постройку пошло два миллиона триста тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 т. Пирамида представляла собой гигантский каменный массив, внутри находилась лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, в который входили заупокойные храмы. Гигантская фигура сфинкса, как бы утверждающая идею вечного покоя, дополняла ансамбль.

Скульптура

Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Их выполнение было подчинено строгим канонам. Люди изображались в однообразных, спокойных и величавых позах. Это или стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, или фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Эти статуи отличаются реалистическим характером исполнения, они полны внутренней энергии. Они ярко раскрашены, глаза инкрустированы горным хрусталем и эбеновым деревом. Часто в гробницах находились семейные портреты, например, парные статуи Рахотепа и его супруги Нофрет (первая полошит 3 тыс. до н. э.), которые полны чистоты и обаяния. Поражает сидящая статуя фараона Хефрена (первая половина 3-го тыс. до н. э.), застывшего в гордом величии под охраной сокола-Гора, распростершего над ним свои крылья.

На стенах гробниц и храмов были выполнены рельефы и росписи, также связанные с заупокойным культом. Для них характерен принцип фризового развития сюжета, дающий возможность воссоздать эпизоды, развертывающиеся во времени.

На стенах гробниц и храмов находились росписи; их отличают чистота линий, сочные и чистые цвета. Обычно применялись золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность.

Широкое развитие получили художественное ремесло и мелкая пластика.

Среднее царство (XXI—XVIІІ века до н. э.)

Около XXIII века до н. э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. Фиванские правители в XXI веке до и. э. объединили Египет, но не смогли подчинить номархов Среднего Египта. Стремление номархов к самостоятельности, рост городов определили формирование новых направлений в области искусства и науки.

Архитектура и скульптура

Начало новым крупным храмовым ансамблям положила усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.), на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства - Фив). В период XII династии особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы. Нововведением были и пилоны - две мощные башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. Этот прием стал каноническим.

С XII династии в храмах наряду с божествами стали устанавливать скульптуры фараонов. В их изображении усилилась объемная моделировка черт лица, раскрывался более сложный мир чувств. Таковы портретная голова Сенусерта III (XIX в. до н. э.), а также портреты его сына Аменхотепа III (XIX в. до н. э.).

Более разнообразными и широкими по охвату жизни стали рельефы, например, в гробнице номарха Среднего царства Сенби в Меире (XX в. до и. э.), где изображены сцены охоты. Изменения произошли и в росписях. Строгие композиции стали заменяться более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Самые выдающиеся росписи в искусстве Среднего царства - в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в. до н. э.), изображающие сцены охоты на берегах Нила. В этих росписях воплощено понимание красоты окружающего мира.

Совершенна по форме и мелкая пластика этой эпохи: нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, крестьяне и другие; фаянсовые сосуды, фаянсовые фигурки животных и т. д.

Среднее царство (XXI—XVIІІ века до н. э.)
Архитектура и скульптура
Новое царство (XVI-XI века до н. э.)
Архитектура и изобразительное искусство
Вторая половина нового царства (XIV-XI вв. до н. э.)
Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
Архитектура Шумера и Аккада
Скульптура
Крито-микенская (Эгейская) художественная культура
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru