Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 4.5. Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования

Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику трансформационного типа означает не ослабление роли государства в экономической жизни, а коренное изменение этой роли.

Главные направления влияния государства на создание институциональных и экономических условий формирования рыночной экономики:

1) законодательное обеспечение трансформационных преобразований;

2) обеспечение институциональных изменений в предпринимательстве;

3) преодоление автаркии и обеспечение открытости экономики;

4) адаптация социальной политики к условиям переходной экономики.

Разрабатывается хозяйственное законодательство, устанавливающие "правила игры" в рыночной и переходной экономике и являющееся регулятором рынка:

— о собственности;

— о предпринимательской деятельности;

— антимонопольное законодательство;

— налоговый кодекс;

— трудовое законодательство;

— законодательство о социальной защите;

— законодательство о защите окружающей среды;

— законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, и т. п.

Хозяйственное законодательство переходного периода призвано обеспечить формирование конкурентной среды, содействуя:

— возникновению новых предприятий, упрощению их регистрации;

— формированию конкурентных рынков в процессе приватизации государственных предприятий и свободного доступа иностранных предпринимателей к национальному рынку;

— запрещению монополистических объединений, сговоров, стимулированию и защите конкуренции.

Законодательство о собственности должно обеспечить равенство всех форм собственности и хозяйствования перед законом, не обеспечивая преимуществ и приоритетов развития государственной форме.

Законодательство о предпринимательской деятельности должно гарантировать полную экономическую свободу выбора сферы хозяйственной деятельности, планирования, производства, реализации экономических благ, ценообразования, формирования финансовых ресурсов, внешнеэкономических связей и т. п.

Антимонопольное законодательство должно упреждать создание новых монополий, сговоров, открытых и тайных соглашений о распределении рынков сбыта, установления монопольных цен, регламентировать государственное регулирование естественных монополий и пр.

Налоговое законодательство должно выполнять не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции.

Трудовое законодательство должно обеспечить проведение эффективной политики занятости.

Законодательство о социальной защите населения должно стимулировать деловую активность всех слоев населения, социально защищать наиболее уязвимые.

Природоохранное законодательство путем учреждения экономических санкций, жестких запретных и карающих средств для нарушителей законов по защите окружающей природной среды должно способствовать и стимулировать заботливое отношение к охране природы.

Законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности в переходный период должно, с одной стороны, защищать интересы отечественного производителя на период его адаптации к работе в условиях международной конкуренции, а с другой — обеспечивать либерализацию экспортно-импортных операций с целью защиты интересов потребителей. Критерием целесообразности введения и снятия экспортно-импортных и валютных ограничений должна стать степень защищенности национальных экономических интересов с учетом противоречивого характера текущих и долгосрочных целей (рис. 4.4).

Основные направления обеспечения институциональных изменений в переходной экономике

Экономика, трансформирующаяся из административно-командной в рыночную, для значительной части стран характеризуется ригидностью, виртуализацией и бартеризацией.

Ригидность (от лат. rigidus — твердый, застывший) означает негибкость, косность, неспособность приспосабливаться к изменениям.

Черты ригидной экономики:

— отсталая технологическая структура гражданского сектора;

— чрезвычайно высокозатратная структура социальных гарантий, создающая барьеры для выхода с рынков для неэффективных предприятий;

— высокая затратность производства экономических благ;

— более сильное влияние на уровень прибыльности и убыточности внешних факторов (инфляция, обменный курс), чем внутренних;

— бартеризация обменных процессов.

Бартер (англ. barter) — прямой (не опосередованный деньгами) обмен экономическими благами.

Бартер в классической и ригидной экономических системах имеет принципиальные различия (рис. 4.5, 4.6).

Особенности бартера в классической экономике

Необходимо отметить, что трансформационные процессы в постсоциалистических странах сопровождаются виртуализацией, которая тоже приобретает особые формы своего проявления. Именно поэтому возникает необходимость в

особенности бартера в ригидной экономике

наиболее общем плане рассмотреть содержание процесса виртуализации в виде, который присущ мировой экономике в целом, а затем раскрыть его особенности в постсоциалистических трансформационных экономических системах.

Термин "виртуальный" происходит от латинского virtualis, что в переводе означает "сильный", "способный", а в современной интерпретации — возможный, могущий проявиться. Другими словами, понятие "виртуальный" означает непроявленный, но могущий проявиться.

Формы проявления мировой виртуализации современной экономики:

— потеря связи финансового сектора с реальным сектором экономики;

— курсы акций перестают зависеть от финансового состояния их эмитентов, а также от экономической и политической ситуации в стране;

— курс валюты теряет зависимость от объемов производства, сбалансированности бюджета и даже от соотношения спроса на валюту и предложения ее;

— усиление значимости производных от акций и облигаций ценных бумаг — финансовых фьючерсов, опционов, варрантов и т. п.;

— распространение виртуальных финансовых инструментов на рынке (взаимозачеты, казначейские обязательства и пр.).

Виртуализация в инверсионных экономиках, осуществляющих движение к рынку от социализма, имеет свои особые формы проявления.

Черты виртуальной экономики инверсионного типа:

— искаженное представление об объемах национального производства из-за наличия субсидий, запланированных бюджетных доходов и расходов, государственных заказов и государственных закупок;

— задержка выплат заработной платы и материальных вознаграждений;

— слишком большой удельный вес бартерных операций (40 % объема реализованной продукции), что обусловливает функционирование немонетарной экономики;

— превалирование финансовых инвестиций над реальными капиталовложениями;

— значительно меньший удельный вес получаемой прибыли от инвестирования по сравнению с прибылью от спекулятивных операций и контроля за правами монополий.

Подводя итог, следует отметить, что трансформационные процессы в развитии экономических систем характеризуются противоречивостью, неустойчивостью, неопределенностью и наличием переходных, зачастую искаженных, экономических форм.

Эти особенности переходных систем обусловливают как сложности теоретического осмысления их, так и трудности в управлении прежде всего инициированными трансформационными процессами.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Бартер. Виртуальная экономика. Демонополизация. Институциональные изменения в экономике. Концепции трансформации административно-командной экономики. Либерализация. Макроэкономическая стабилизация. Переходная экономика. Приватизация. Противоречия переходной экономики. Разгосударствление. Ригидность экономики. Черты командно-административного социализма.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите закономерности перехода от одной экономической системы к другой и дайте их характеристику.

2. Назовите переходные экономические системы в цивилизационном аспекте и раскройте формы проявления закономерностей перехода от одной системы к другой на примере каждой из них.

3. Назовите формационные переходные экономические системы и раскройте формы проявления закономерностей перехода от одной экономической системы к другой.

4. Раскройте причины и условия возникновения командно-административной системы.

5. Какие вы знаете теоретические модели социализма? Дайте их краткую характеристику.

6. Дайте характеристику реализованных на практике моделей социализма.

7. Административный социализм — ошибка истории или закономерный результат исторического развития? Аргументируйте свою позицию.

8. Существовала ли альтернатива административному социализму? Аргументируйте свою позицию.

9. Почему возник и в чем проявился кризис административно-командной системы?

10. Назовите особенности перехода от командно-административной системы к рыночной.

11. Дайте сравнительную характеристику "эволюционного перехода" от командно-административной системы к рыночной экономике и "шоковой терапии". Какая форма перехода лучше? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

12. Проанализируйте достижения и социально-экономические издержки, обусловленные переходом Украины к рынку. Можно ли было уменьшить "цену" за экономические преобразования?

13. Назовите главные произошедшие институциональные изменения трансформационной экономики Украины и те, которые сейчас происходят.

14. Что такое ригидная экономика? Назовите ее черты. Какой альтернативный путь развития возможен для государств с ригидной экономикой?

Литература

1. Лукинов ИЛ. Экономические трансформации (конец XX столетия) / И.И. Лукинов ; HAH Украины, Ин-т экономики. — К., 1997.

2. Основы экономической теории: политэкономический аспект : учебник / отв. ред. Г.Н. Климко. — 5-е изд., испр.

— К.: Знання-Прес, 2004. — Розд. 28, 29.

3. Переходная экономика : учебник / В.М. Геец, Е.Г. Панченко, Е.М. Либанова и др. ; под ред. В.М, Гейца.

— К.: Высш. шк., 2003. — Разд. 1, 2, 3,4.

4. Перехідна українська економіка: стан і перспективи.

— К.: Академія, 1996.

5. Переходная экономика: методология, теория, политика : сб. науч. тр. — Днепропетровск : Наука и образование, 2003. — Разд. 1.

6. Сакс Д. Экономика переходного периода / Д. Сакс, О. Пивоварский. — К.: Основы, 1996.

7. Стратегічні виклики XXI століття суспільству та економіці України : у 3 т. / за ред. В.М. Гейця, В.П. Семиноженка, Б.Е. Кваснюка. — К.: Фенікс, 2007.

8. Чухно А. Постиндустриальная экономика: теория, практика и их значение для Украины / А. Чухно. — К. : ЛОГОС, 2003. — Разд. 3.

9. Экономика переходного периода : учеб. пособие / под ред. В.В. Радаева, A.B. Бузгалина. — М. : Изд-во МГУ, 1995.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА и их эволюция
5.1. Сущность и структура общественного производства. Материальное и нематериальное производство
5.2. Основные факторы общественного производства и их взаимосвязь
Экологический фактор производства
5.3. Эффективность производства, ее сущность, экономические и социальные показатели
Показатели социальной эффективности производства
5.4. Формы организации общественного производства: натуральное и товарное
5.5. Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства
5.6. Альтернативные теории стоимости
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru