Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику трансформационного типа означает не ослабление роли государства в экономической жизни, а коренное изменение этой роли.
Главные направления влияния государства на создание институциональных и экономических условий формирования рыночной экономики:
1) законодательное обеспечение трансформационных преобразований;
2) обеспечение институциональных изменений в предпринимательстве;
3) преодоление автаркии и обеспечение открытости экономики;
4) адаптация социальной политики к условиям переходной экономики.
Разрабатывается хозяйственное законодательство, устанавливающие "правила игры" в рыночной и переходной экономике и являющееся регулятором рынка:
— о собственности;
— о предпринимательской деятельности;
— антимонопольное законодательство;
— налоговый кодекс;
— трудовое законодательство;
— законодательство о социальной защите;
— законодательство о защите окружающей среды;
— законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, и т. п.
Хозяйственное законодательство переходного периода призвано обеспечить формирование конкурентной среды, содействуя:
— возникновению новых предприятий, упрощению их регистрации;
— формированию конкурентных рынков в процессе приватизации государственных предприятий и свободного доступа иностранных предпринимателей к национальному рынку;
— запрещению монополистических объединений, сговоров, стимулированию и защите конкуренции.
Законодательство о собственности должно обеспечить равенство всех форм собственности и хозяйствования перед законом, не обеспечивая преимуществ и приоритетов развития государственной форме.
Законодательство о предпринимательской деятельности должно гарантировать полную экономическую свободу выбора сферы хозяйственной деятельности, планирования, производства, реализации экономических благ, ценообразования, формирования финансовых ресурсов, внешнеэкономических связей и т. п.
Антимонопольное законодательство должно упреждать создание новых монополий, сговоров, открытых и тайных соглашений о распределении рынков сбыта, установления монопольных цен, регламентировать государственное регулирование естественных монополий и пр.
Налоговое законодательство должно выполнять не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции.
Трудовое законодательство должно обеспечить проведение эффективной политики занятости.
Законодательство о социальной защите населения должно стимулировать деловую активность всех слоев населения, социально защищать наиболее уязвимые.
Природоохранное законодательство путем учреждения экономических санкций, жестких запретных и карающих средств для нарушителей законов по защите окружающей природной среды должно способствовать и стимулировать заботливое отношение к охране природы.
Законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности в переходный период должно, с одной стороны, защищать интересы отечественного производителя на период его адаптации к работе в условиях международной конкуренции, а с другой — обеспечивать либерализацию экспортно-импортных операций с целью защиты интересов потребителей. Критерием целесообразности введения и снятия экспортно-импортных и валютных ограничений должна стать степень защищенности национальных экономических интересов с учетом противоречивого характера текущих и долгосрочных целей (рис. 4.4).
Экономика, трансформирующаяся из административно-командной в рыночную, для значительной части стран характеризуется ригидностью, виртуализацией и бартеризацией.
Ригидность (от лат. rigidus — твердый, застывший) означает негибкость, косность, неспособность приспосабливаться к изменениям.
Черты ригидной экономики:
— отсталая технологическая структура гражданского сектора;
— чрезвычайно высокозатратная структура социальных гарантий, создающая барьеры для выхода с рынков для неэффективных предприятий;
— высокая затратность производства экономических благ;
— более сильное влияние на уровень прибыльности и убыточности внешних факторов (инфляция, обменный курс), чем внутренних;
— бартеризация обменных процессов.
Бартер (англ. barter) — прямой (не опосередованный деньгами) обмен экономическими благами.
Бартер в классической и ригидной экономических системах имеет принципиальные различия (рис. 4.5, 4.6).
Необходимо отметить, что трансформационные процессы в постсоциалистических странах сопровождаются виртуализацией, которая тоже приобретает особые формы своего проявления. Именно поэтому возникает необходимость в
наиболее общем плане рассмотреть содержание процесса виртуализации в виде, который присущ мировой экономике в целом, а затем раскрыть его особенности в постсоциалистических трансформационных экономических системах.
Термин "виртуальный" происходит от латинского virtualis, что в переводе означает "сильный", "способный", а в современной интерпретации — возможный, могущий проявиться. Другими словами, понятие "виртуальный" означает непроявленный, но могущий проявиться.
Формы проявления мировой виртуализации современной экономики:
— потеря связи финансового сектора с реальным сектором экономики;
— курсы акций перестают зависеть от финансового состояния их эмитентов, а также от экономической и политической ситуации в стране;
— курс валюты теряет зависимость от объемов производства, сбалансированности бюджета и даже от соотношения спроса на валюту и предложения ее;
— усиление значимости производных от акций и облигаций ценных бумаг — финансовых фьючерсов, опционов, варрантов и т. п.;
— распространение виртуальных финансовых инструментов на рынке (взаимозачеты, казначейские обязательства и пр.).
Виртуализация в инверсионных экономиках, осуществляющих движение к рынку от социализма, имеет свои особые формы проявления.
Черты виртуальной экономики инверсионного типа:
— искаженное представление об объемах национального производства из-за наличия субсидий, запланированных бюджетных доходов и расходов, государственных заказов и государственных закупок;
— задержка выплат заработной платы и материальных вознаграждений;
— слишком большой удельный вес бартерных операций (40 % объема реализованной продукции), что обусловливает функционирование немонетарной экономики;
— превалирование финансовых инвестиций над реальными капиталовложениями;
— значительно меньший удельный вес получаемой прибыли от инвестирования по сравнению с прибылью от спекулятивных операций и контроля за правами монополий.
Подводя итог, следует отметить, что трансформационные процессы в развитии экономических систем характеризуются противоречивостью, неустойчивостью, неопределенностью и наличием переходных, зачастую искаженных, экономических форм.
Эти особенности переходных систем обусловливают как сложности теоретического осмысления их, так и трудности в управлении прежде всего инициированными трансформационными процессами.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Основные термины и понятия
Бартер. Виртуальная экономика. Демонополизация. Институциональные изменения в экономике. Концепции трансформации административно-командной экономики. Либерализация. Макроэкономическая стабилизация. Переходная экономика. Приватизация. Противоречия переходной экономики. Разгосударствление. Ригидность экономики. Черты командно-административного социализма.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите закономерности перехода от одной экономической системы к другой и дайте их характеристику.
2. Назовите переходные экономические системы в цивилизационном аспекте и раскройте формы проявления закономерностей перехода от одной системы к другой на примере каждой из них.
3. Назовите формационные переходные экономические системы и раскройте формы проявления закономерностей перехода от одной экономической системы к другой.
4. Раскройте причины и условия возникновения командно-административной системы.
5. Какие вы знаете теоретические модели социализма? Дайте их краткую характеристику.
6. Дайте характеристику реализованных на практике моделей социализма.
7. Административный социализм — ошибка истории или закономерный результат исторического развития? Аргументируйте свою позицию.
8. Существовала ли альтернатива административному социализму? Аргументируйте свою позицию.
9. Почему возник и в чем проявился кризис административно-командной системы?
10. Назовите особенности перехода от командно-административной системы к рыночной.
11. Дайте сравнительную характеристику "эволюционного перехода" от командно-административной системы к рыночной экономике и "шоковой терапии". Какая форма перехода лучше? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
12. Проанализируйте достижения и социально-экономические издержки, обусловленные переходом Украины к рынку. Можно ли было уменьшить "цену" за экономические преобразования?
13. Назовите главные произошедшие институциональные изменения трансформационной экономики Украины и те, которые сейчас происходят.
14. Что такое ригидная экономика? Назовите ее черты. Какой альтернативный путь развития возможен для государств с ригидной экономикой?
Литература
1. Лукинов ИЛ. Экономические трансформации (конец XX столетия) / И.И. Лукинов ; HAH Украины, Ин-т экономики. — К., 1997.
2. Основы экономической теории: политэкономический аспект : учебник / отв. ред. Г.Н. Климко. — 5-е изд., испр.
— К.: Знання-Прес, 2004. — Розд. 28, 29.
3. Переходная экономика : учебник / В.М. Геец, Е.Г. Панченко, Е.М. Либанова и др. ; под ред. В.М, Гейца.
— К.: Высш. шк., 2003. — Разд. 1, 2, 3,4.
4. Перехідна українська економіка: стан і перспективи.
— К.: Академія, 1996.
5. Переходная экономика: методология, теория, политика : сб. науч. тр. — Днепропетровск : Наука и образование, 2003. — Разд. 1.
6. Сакс Д. Экономика переходного периода / Д. Сакс, О. Пивоварский. — К.: Основы, 1996.
7. Стратегічні виклики XXI століття суспільству та економіці України : у 3 т. / за ред. В.М. Гейця, В.П. Семиноженка, Б.Е. Кваснюка. — К.: Фенікс, 2007.
8. Чухно А. Постиндустриальная экономика: теория, практика и их значение для Украины / А. Чухно. — К. : ЛОГОС, 2003. — Разд. 3.
9. Экономика переходного периода : учеб. пособие / под ред. В.В. Радаева, A.B. Бузгалина. — М. : Изд-во МГУ, 1995.
Глава 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА и их эволюция
5.1. Сущность и структура общественного производства. Материальное и нематериальное производство
5.2. Основные факторы общественного производства и их взаимосвязь
Экологический фактор производства
5.3. Эффективность производства, ее сущность, экономические и социальные показатели
Показатели социальной эффективности производства
5.4. Формы организации общественного производства: натуральное и товарное
5.5. Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства
5.6. Альтернативные теории стоимости