Экономическая теория - Бутук А.И. - 2.4. Влияние государства на совокупный спрос

Государство способно воздействовать на совокупный спрос прямо и косвенно. Косвенное влияние его на общие расходы по покупкам реализуется через активизацию или, наоборот, нейтрализацию определенных факторов, детерминирующих сдвиги в потреблении, сбережениях, частных инвестициях и чистом экспорте. Что касается прямого воздействия государства на совокупный спрос, то оно осуществляется двумя основными способами.

1. Государственные закупки. Их увеличение расширяет совокупный спрос, а сокращение сужает его. Своими закупками государство способно поддерживать целые отрасли экономики и слои населения. Закупкам кейнсианцы отводят значительную роль в обеспечении занятости, доходов и конкурентоспособности национальной экономики. Важное место занимают они и в антициклическом регулировании. Когда народное хозяйство испытывает спад, тогда их следует расширять, дабы уменьшить сокращение совокупного спроса, остановить его падение или даже попытаться увеличить. Напротив, в условиях инфляционного бума целесообразно ограничивать госзакупки во избежание усиления инфляции спроса. Конечно, очень многое зависит в этих мерах от самих масштабов госзакупок, а также от источников их финансирования.

2. Изменение налогов. Рост налогов ведет к сокращению потребления, сбережений и инвестиций, а снижение вызывает обратные сдвиги в названных компонентах спроса. Чрезмерное налоговое бремя или убивает стимулы предпринимательства, или загоняет его в "тень", как случилось в странах СНГ в 90-е годы. Но налоги являются источником финансирования госзакупок, их повышение для расширения госзакупок с целью увеличения совокупного спроса нейтрализует часть эффекта от роста этих закупок. Поэтому фундаментальные рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и содержат положения о дефицитном финансировании для преодоления спада, т. е. увеличения госзакупок и трансфертов в условиях кризиса перепроизводства не за счет роста налогов, а за счет повышения дефицита госбюджета. Более того, кейнсианцы считают необходимым на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать потребление и инвестиции, в то время как на фазе инвестиционного бума их следует повышать, чтобы сиять излишние элементы спроса и сбить инфляцию.

2.5. Эффект мультипликатора

Важное значение в концепции макроэкономического регулирования кейнсианцы уделяют эффекту мультипликатора [от. лат. multiplico - умножаю, увеличиваю]. Он распространяется на изменения во всех видах расходов: потребительских, частных инвестициях, государственных, в чистом экспорте. В чистом виде мультипликатор предполагает предварительную недогрузку мощностей и безработицу, следовательно, возможность достаточно быстрой реакции совокупного предложения на изменение любого компонента совокупного спроса. Явление мультипликатора базируется на двух объективных обстоятельствах.

Во-первых, для экономики характерны непрерывно повторяющиеся потоки расходов и доходов, в которых потраченные одним субъектом деньги получает в виде дохода другой субъект. Когда отечественный потребитель или бизнесмен, государство или зарубежный покупатель расходуют какую-либо сумму на приобретение определенной продукции, то национальный продавец получает таким образом соответствующую выручку от реализации. При этом последний определенную часть этой выручки также тратит на покупки нужных ему товаров и услуг, обеспечивая доходы тем, кто ему их сбывает и предоставляет. Иными словами возникшие у одного лица затраты на приобретение потребительских или инвестиционных товаров порождают цепную реакцию расширения совокупного спроса и ответного совокупного предложения. Таким образом, наблюдается умножение первоначального изменения в покупательных расходах данного субъекта (потребителя, предпринимателя, госоргана или зарубежного покупателя) в результате того, что это исходное изменение дает толчок волне потока доходов и расходов многих других субъектов, получивших возможность расширить объемы своей купли-продажи.

Во-вторых, поскольку часть выручки от реализации любого продавца после вычета материальных затрат и налога становится его чистым доходом, то последний распадается на его потребительские расходы и личные сбережения. При прочих равных условиях пропорция, в которой прирост его дохода распределяется на потребление и сбережения, сохраняется такой, какой она была характерна для него ранее. Это касается всех субъектов, которые были вовлечены в данную волну потока расходов-доходов.

Следовательно, в части потребительских расходов этих субъектов цепная реакция будет затухающей, но вызовет в течение ряда циклов многократное увеличение прироста ВНП по сравнению с исходным изменением (толчком) совокупного спроса. В отношении дохода после уплаты налогов существует обратная связь между предельной склонностью к сбережению (ПСС) и величиной мультипликатора: чем меньше доля любого изменения в доходе в пользу сбережения, тем больше удельный вес очередного расходования в каждом цикле, и, соответственно, тем выше мультипликатор. Если ПСС равна 1/4, то мультипликатор равен 4.

Таким образом, мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению. И коль скоро предельная склонность к сбережению равняется единице минус предельная склонность к потреблению (ПСС = 1 - ПСП), то мультипликатор можно рассчитать как обратную величину этой разницы (1 : (1 - ПСП)).

В связи с особой подвижностью такого элемента ВНП, как частные инвестиции, мультипликатор обычно рассчитывают относительно к капиталовложениям. Мультипликатор инвестиций равен частному от деления изменения ВНП на то изменение капиталовложений, которое вызвало этот сдвиг в ВНП. Соответственно сдвиг в ВНП равен произведению мультипликатора инвестиций на изменения капиталовложений, породивших данный сдвиг в ВНП.

Надо заметить, что мультипликатор — это обоюдоострое оружие, действующее в обоих направлениях: с одной стороны, даже незначительное увеличение какого-либо элемента совокупного спроса (например, инвестиций) приводит к многократно большому приросту его общей величины и соответствующему наращиванию ВНП, с другой — незначительное уменьшение определенного компонента совокупного спроса (тех же инвестиций) обусловит многократно большее сокращение его общей величины и соответствующее падение ВНП.

Наиболее наглядно действие мультипликатора можно показать на условном числовом примере (табл. 25.2).

Таблица 25.2. Условный пример действия мультипликатора (гипотетические

данные), млрд.. дол.

ЦиклИзменение в доходеИзменение в потреблении (ПСП = 3/4)Изменение в сбережениях (ПСС = 1/4)
Предполагаемый рост инвестиций5,003,751,25
Циклы:

второй
3,752,810,94
третий2,812,110,70
четвертый2,111,580,53
пятый1,581,190,39
Все другие циклы4,753,561,19
Итого20,0015,005,00

В нем допускается:

1) предельная склонность к потреблению равна 3/4, соответственно предельная склонность к сбережению — 1 /4;

2) вместо ВНП в качестве обобщающего показателя, характеризующего спрос и уровень производства, взят совокупный доход после уплаты налогов;

3) импульсом к росту совокупного спроса и уровня производства является прирост частных инвестиций с 20 до 25 млрд.. дол., т. е. на 5 млрд..

В ходе нескольких циклов потока расходов-доходов общий спрос и уровень производства, выраженный в совокупном доходе после уплаты налогов, увеличивается с 470 до 490 млрд.. дол., или на 20 млрд.., если процесс рассматривать до расходования последнего доллара доходов. Следовательно, хотя эффект исходного и последующих циклов расходов от первоначального прироста инвестиций и затухает, но мультипликатор капиталовложений равен 4 (20 млрд.. дол. прироста совокупного дохода после уплаты доходов : 5 млрд.. дол. инвестиций). Не случайно действие эффекта мультипликатора заканчивается в данном примере тогда, когда суммарная величина сбережений, обусловленная исходным увеличением инвестиций на 5 млрд.., компенсирует данный прирост капиталовложений. Ведь только так корректируется вызванное увеличением инвестиций неравновесие: общие доходы должны возрастать на 20 млрд.. дол., чтобы при предельной склонности к потреблению, равной 3/4, обеспечить дополнительные сбережения в 5 млрд.. дол., уравновешивающие инвестиции на эту же сумму.

В данном примере рассмотрено действие простого мультипликатора капиталовложений (1: ПСС = 1 : (1 - ПСП)), т. е. такого, который учитывает только утечку дохода от совокупного спроса, обусловленную сбережениями. В действительности существуют также утечки доходов в налоги и на импорт. Они снижают эффект мультипликатора, ибо усиливают затухание потока расходов — доходов, изымая часть доходов в обязательные платежи государству и на покупку зарубежной продукции, т. е. уменьшая совокупный спрос на отечественную продукцию. Для определения так называемого сложного мультипликатора необходимо учитывать утечки доходов от совокупного внутреннего спроса не только на сбережения, но и на покупку заграничных товаров, на уплату налогов. К. Макконнелл и С. Брю считают, что сложный мультипликатор, по данным США, приблизительно равен 2.

Из характеристики мультипликатора видно, какие обстоятельства могут отрицательно сказаться на развитии национальной экономики:

1) рост сбережений уменьшает потребительские расходы населения, вызывая так называемый парадокс бережливости, которая снижает совокупный спрос и расширяется именно в условиях кризиса перепроизводства;

2) возрастание импорта приводит к потерям национальных производителей в части внутреннего спроса;

3) налоговое бремя уменьшает потребление и сбережения, соответственно и частные инвестиции, что сужает емкость внутреннего рынка.

Чтобы нейтрализовать негативное действие названных обстоятельств, следует:

а) задействовать сбережения в инвестиционных проектах для замещения снижения потребительских расходов увеличением капиталовложений;

б) стимулировать экспорт и ограничить некритический импорт;

в) не допуская чрезмерного налогового пресса, расширить госзакупки и трансферты для повышения совокупного спроса, занятости и доходов.

При этом нужно иметь ввиду, что эффект мультипликатора при изменении любого элемента спроса полностью реализуется только в условиях стабильности цен. Если цены растут, то возрастание общих расходов на покупки частично или во всем объеме уходит не в увеличение реального производства, а в инфляцию. Напротив, когда цены снижаются, тогда эффект мультипликатора оказывается значительнее, чем при постоянных ценах, ибо более дешевые товары расширяют внутренние и внешние покупки отечественной продукции, а также понижают ставку процента, стимулируя инвестиции, при прочих равных условиях.

В анализе влияния инвестиций на ВВП, а также их обратной зависимости от его динамики, различают автономные и производные капиталовложения. Автономные инвестиции рассматриваются в качестве таких капиталовложений, которые не зависят от динамики ВВП и которые осуществляются в виде так называемых первоначальных инъекций [от лат. ingectio — вбрасывание]. Они (вследствие действия эффекта мультипликатора) вызывают многократное изменение ВВП.

Такой рост ВВП, в свою очередь, стимулирует увеличение инвестиций: экономический рост и повышение занятости активизируют инвестиционную деятельность. Эти капиталовложения называют производными.

Зависимость инвестиций от изменения национального производства определяют в качестве акселератора [от лат. accelero — ускоряю]. Производные инвестиции вместе с автономными воздействуют на экономическую динамику, что называется эффектом акселератора. Он, как и эффект мультипликатора, действует в обоих направлениях, и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения. Объединяясь в своем действии, эффекты мультипликатора и акселератора существенно определяют хозяйственную активность: ее повышение или снижение.

2.5. Эффект мультипликатора
2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
§ 3. ПОСТКЕЙНСИАНСКИЕ ТРАКТОВКИ УМЕНЬШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ
3.1. Монетаризм
3.2. Теория рациональных ожиданий
3.3. Теория экономики предложения
§ 4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА
4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
Раздел X ФИСКАЛЬНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru