Ямайская валютная система, в которой роль главной международной расчетной и резервной валюты продолжает выполнять доллар США, не разрешила проблемы стабилизации валютных отношений. Поэтому страны Общего рынка решили создать свою валютную группировку — Европейскую валютную систему (ЕВС), которая начала функционировать с марта 1979 г. Создание ЕВС преследовало: а) обеспечение большей стабильности валют стран Общего рынка, 6) ограничение использования доллара в качестве ведущей валюты международных расчетов. Основными элементами Европейской валютной системы были: искусственно созданная европейская валютная единица — ЭКЮ [англ. ECU, от нач. букв слов European currency unit — европейская валютная единица], использовавшаяся в качестве средства расчетов между валютными органами стран участниц системы; относительно жесткие пределы колебаний курсов их национальных валют друг к другу (±2,25%); Европейский валютный фонд.
ЭКЮ синтезировалась по методу "корзины" из валют стран-участниц. Доля каждой валюты в "корзине" определялась, исходя из ее удельного веса во взаимной торговле стран ЕЭС, размера национального дохода и участия стран в механизме финансовой помощи. Эти доли пересматривались каждые 5 лет, а при необходимости и чаще. В момент ввода ЕВС в действие самым весомым компонентом в ЭКЮ была немецкая марка (33%); за ней следовали французский франк (19,8) и английский фунт стерлингов (13,3%). ЭКЮ была объявлена центром системы с признанием за ней роли эталона стоимости для валют стран-участниц при установлении между ними паритетных соотношений. Кроме того, ЭКЮ являлась: индикатором отклонений рыночных курсов от паритетных значений (для этого каждой валюте устанавливались допустимые пределы отклонений, которые дублировали механизм ограничения колебаний взаимных курсов валют); счетной единицей в операциях по интервенированию органами стран — участниц ЕВС. В руки частных лиц ЭКЮ не попадали и соответственно не участвовали в обычных коммерческих расчетах за товары и услуги. Эмиссия ЭКЮ в отличие от СПЗ (SDR), выпущенных МВФ, носила обеспеченный характер. Обеспечением служили наполовину золото и доллары из официальных валютных резервов стран-участниц, а наполовину — национальные валюты.
ЭКЮ стала своего рода зародышем наднациональной валюты в рамках ЕЭС. Потребность в дополнении мероприятий по созданию единого внутреннего рынка такими беспрецедентными экономическими атрибутами, как наднациональные валюта и банк, объясняется двумя главными причинами.
1. Обеспечить успешное продвижение к ключевой цели западноевропейской интеграции — политическому союзу в рамках Сообщества, — по мнению многих его лидеров, невозможно без унификации валютно-финансовой и экономической политики стран-участниц. Начинать строительство здания ЕС с крыши (сооружения единых политико-правовых структур) без наличия прочного фундамента (общей валютно-экономической структуры) было бы бессмысленно; хотя верно и то, что практическое решение последней задачи требует надлежащего институционального обеспечения. В этом заключается суть внутренней логики евроинтеграции.
2. Неустойчивый характер международной валютно-финансовой системы, как и стремление нейтрализовать чрезмерное влияние доллара США на мировую и, в частности, западноевропейскую экономику, также сыграли свою роль. Сложившаяся в мировом хозяйстве ситуация между тем такова, что американская валюта по-прежнему является основным резервом, хотя глобальные экономические позиции США претерпели к 90-м годам существенные изменения. По данным на конец 1988 г., в официальных валютных резервах стран — членов МВФ удельный вес доллара США составлял 54,5%, марки ФРГ — 15,1, японской иены — 6,7, ЭКЮ — 10,1, фунта стерлингов — 2,9, французского франка — 1,7, швейцарского франка — 1,5, нидерландского гульдена — 1,0%. Это уже в конце 80-х годов не соответствовало их реальной экономической мощи: внешний долг США в начале 1990 г. превысил 600 млрд дол., в то время как ежегодно в эту страну поступает на 140 — 150 млрд дол. зарубежных инвестиций, в том числе из стран Западной Европы. Возможности США и в дальнейшем играть ключевую (фактически монопольную) роль в мировых валютно-финансовых операциях все больше ставятся под сомнение. В этих условиях понятно стремление Сообщества укрепить свои валютно-финансовые позиции, снизив до разумных пределов степень зависимости от американского доллара и финансового рынка США.
Все это подвело западноевропейскую интеграцию к преобразованию Европейской валютной системы, действовавшей с 1979 г., в Европейский валютный союз, решение о формировании которого приняли в 1990 г. (у них одинаковые русские аббревиатуры "ЕВС", но несопоставимые глубины интеграции участников). Становление ЕВС (как союза) проходило в 3 этапа.
На первом из них (01.07.1990 г.—31.12.1992 г.) либерализовали рынки капиталов, усилили координацию в рамках Комитета управляющих центральными банками, достигли стабильности цен и валютных курсов и повысили согласованность экономической политики стран-членов. На втором этапе (с 01.01.1993 г. по 01.01.1999 г.) на базе Комитета управляющих центральными банками создали Европейский валютный институт, призванный упрочить сотрудничество ЦБ стран-членов в проведении единой валютной политики, усилить координацию экономической политики и подготовить учреждение Европейского центрального банка.
При решении вопроса о составе учредителей ЕВС (в качестве союза) учитывалось выполнение странами-участницами, так называемых критериев конвергенции [от лат. converege — приближаться], предусмотренных Маастрихтским договором: соответствие национальных законодательств данному договору; уровень инфляции не может превышать его показателя в трех наиболее стабильных государствах — членах ЕС больше, чем на 1,5%; госдолг не должен превышать 60% ВВП; дефицит госбюджета не может превышать 3% ВВП; процентные ставки по банковским кредитам не должны быть более, чем на два процентных пункта, выше их уровня в трех наиболее стабильных странах. Кандидаты в участники' ЕВС обязались поддерживать стабильность своих валют и в течении двух лет не осуществлять их девальвацию по собственной инициативе.
К середине 1998 г. 11 членов (из 15) ЕС выполнили названные требования Договора и стали членами ЕВС, что позволило им ввести единую европейскую валюту — евро. Великобритания и Дания сами предпочли не входить в Европейский валютный союз, хотя были членами Европейской валютной системы. Швеция должна еще привести свое законодательство в соответствие с Маастрихтским договором и выполнить требование о поддержании курса национальной валюты. Греция как кандидат в ЕВС не отвечала требованиям указанных критериев по темпам инфляции, уровню дефицита госбюджета и процентных ставок. После определения состава участников ЕВС в 1998 г. создали европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ).
На третьем этапе (начавшимся с 01.01.1999 г.) ЕЦБ уполномочен отвечать за проведение единой валютной и кредитной политики входящими в ЕВС странами. Евро получило официальный статус европейской валюты, а ЭКЮ прекратила существование. Одновременно были установлены твердо фиксированные курсы национальных валют членов ЕВС к евро и между собой. До 2002 г. евро обращалась в безналичном обороте в расчетах между ЦБ, входящими в ЕСЦБ, а также на межбанковском рынке (использование евро на финансовых рынках и для обслуживания клиентов банков до конца 2001 г. не было обязательным). С 01.01.2002 г. евро вошло в наличный оборот в виде банкнот и монет, а с 01.07.2002 г. стало единственным законным платежным и расчетным средством в странах — членах ЕВС. К этому времени их было 12 с учетом Греции, которая тогда уже выполнила ранее охарактеризованные требования к участникам.
ЕВС и евро позволяют реализовать в полной мере преимущества общего рынка ЕС за счет снижения издержек обращения (сокращения расходов на обмен валют и затрат по страхованию валютных рисков), а также в силу большей прозрачности цен и их гармонизации в разных странах-членах, что усиливает конкуренцию в нем. Правда, введение евро осложняется противоречиями между участниками ЕС, которые получают дополнительные импульсы для обострения в связи с кризисными потрясениями мировой экономики конца XX — начала XXI вв., что не в последнюю очередь обусловлено нерешенностью глобальных проблем современности.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 32
1. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в данной стране, и юридические лица, действующие по ее законам:
а) резидентами;
б) нерезидентами?
2. Кем являются в валютных отношениях граждане, проживающие в других странах, и юридические лица, действующие по иностранным законам:
а) резидентами;
б) нерезидентами?
3. По каким сделкам возникает основная часть валютных отношений:
а) по движению капитала;
б) по переводу доходов от иностранных инвестиций;
в) по дипломатическим расходам;
г) по внешней торговле?
4. Как динамика покупательной способности валюты влияет на ее курс:
а) прямо;
б) обратно?
5. Как влияет дефицит платежного баланса данной страны на курс ее валюты:
а) прямо;
б) обратно?
6. Как влияет положительный платежный баланс данной страны на курс ее валюты:
а) прямо;
б) обратно?
7. Может ли курс национальной валюты одновременно расти по отношению к одной валюте и падать по отношению к другой:
а) нет;
б) да, ибо у этой страны может быть отрицательный платежный баланс с одними странами и положительный — с другими?
8. Что такое официальное повышение валютного курса:
а) девальвация;
б) ревальвация?
9. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее экспорта:
а) прямо;
б) обратно?
10. Как влияет на курс валюты данной страны рост ее импорта:
а) прямо;
б) обратно?
11. Как влияет на курс валюты данной страны динамика учетной ставки процента:
а) прямо;
б) обратно?
12. Как влияет на экспорт снижение курса валюты данной страны?
а) прямо;
б) обратно?
13. Как влияет снижение курса валюты данной страны на ее импорт:
а) прямо;
б) обратно?
14. Как влияет на курс валюты данной страны динамика внешних расходов ее государственных структур:
а) прямо;
б) обратно?
15. Когда при золотом стандарте начинается вывоз золота из страны:
а) когда курс ее валюты доходит до нижней золотой точки;
б) когда курс ее валюты доходит до верхней золотой точки?
16. Что наиболее благоприятствует хозяйственной деятельности любой страны:
а) рост курса ее валюты;
б) его снижение;
в) его стабильность?
17. Могут ли гибкие валютные курсы выравнивать платежные балансы:
а) да, ибо их динамика обратно влияет на экспорт и прямо — на импорт;
б) нет, ибо, кроме их динамики, на состояние платежных балансов воздействует много других факторов?
18. Каковы действия центрального банка по отношению к учетной ставке при необходимости повысить курс национальной валюты:
а) ее увеличение;
б) ее уменьшение.
19. Что нужно предпринимать в части валютной интервенции, чтобы понизить курс национальной валюты:
а) продавать инвалюту;
б) скупать инвалюту?
20. При каких условиях достижима эффективная внешняя конвертируемость валюты данной страны:
а) при снятии валютных ограничений;
б) при достижении конкурентоспособности обрабатывающего сектора ее экономики?
21. Чему способствует внутренняя конвертируемость валют отсталых стран:
а) сохранению их отсталости;
б) развитию их обрабатывающего сектора?
22. При какой системе золотое содержание денег имеет значение лишь в межгосударственных отношениях:
а) при золотом стандарте;
б) при Бреттон-Вудсской;
в) при Ямайской?
ВСТУП
ТЕМА 1. ПОНЯТТЯ ТА ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА
1. Історія розвитку адміністративного права в україні
2. Поняття адміністративного права
3. Предмет адміністративного права
4. Метод адміністративного права (адміністративно-правовий метод)
5. Система адміністративного права
ТЕМА 2. НОРМИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА ТА АДМІНІСТРАТИВНІ ПРАВОВІДНОСИНИ
1. Поняття норми адміністративного права