Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии. Исторически первое направление в ней (выражаясь современными терминами, первая парадигма) — позитивизм — был определен Контом в философском (онтологическом и эпистемологическом), социологическом, этическом, политическом срезах. Развитие социологической науки в XIX и частично в XX в. находилось под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния было стремление развивать социологию по пути естественнонаучного знания. Переоценить роль идей Конта и его вклад в этом отношении невозможно.
Французский социолог обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому сам. Это был тот путь, который он использовал, чтобы таким образом показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах Конта на общество как на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому организму постоянно реализующейся идее развития.
Значение социологической концепции Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социального прогресса в самом обществе, не выходя за его пределы. В последующем мировая социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов, избрала в качестве магистрального путь, предложенный Контом.
Наряду со значительными достижениями, сильным влиянием Конта на последующее развитие социологической мысли как в XIX, так и в XX в. в его социологии содержалось немало консервативного, противоречивого и утопического. Именно такой характер имел общественный идеал Конта, оказавшийся тесно связанным в последние годы жизни с религиозными исканиями социолога. Бросалось в глаза противоречие между провозглашенными социологом объективными законами общественного развития и его стремлением "усилить" их за счет введения в науку "субъективного фактора".
Можно еще искать и описывать элементы ограниченности социологии Конта. Однако задача анализа его творчества определяется, прежде всего, стремлением увидеть "позитивное", т.е. положительное, сохраненное последующим развитием науки и используемое социологами в изучении как общества в целом, так и его конкретных подсистем. Социология Конта жива и сегодня, а это — главное.
Вопросы и задания
1. Определите сущность позитивизма и позитивистской социологии.
2. Что такое редукционизм? С чем связано его появление в социологии?
3. В чем видел О. Конт особую роль социологии по отношению к другим наукам?
4. Как Конт определял предмет социологии? В чем он видел ее назначение?
5. Что понимал под социальной статикой и социальной динамикой Конт? Дайте характеристику основных законов социальной статики и социальной динамики.
6. Почему проблеме методов социологии Конт уделял особое внимание? Назовите эти методы и раскройте их существо.
7. Что означала позитивная политика в социологии Конта?
8. Как характеризовал существо и направленность образования и воспитания Конт?
9. Какие основные идеи Конта, с вашей точки зрения, имели в социологической науке наибольшее значение?
Литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.
4. Громов И. А., Мацкевич A.Ю., Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб 1996.
5. История социологии. Минск, 1993. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
6. Капитонов ЭЛ. История и теория социологии. М., 2000. С. 137—157.
7. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.
8. Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии. Общий обзор позитивизма. Система позитивной политики // Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М, 1996.
9. Култыгин ВЛ. Французская классическая социология XIX - начала XX веков. М, 1991 Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
§ 1. Краткий биографический очерк
§ 2. Предмет социологии
§ 3. Общество как организм
§ 4. Структура общества и его социальные типы
§ 5. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера
§ 6. Учение о социальных институтах
§ 7. Отношение Г. Спенсера к социализму
Глава 4 Натурализм в социологии
§ 1. Понятие натурализма в социологии