Психологическое направление в социологии представлено па уровне разных субъектов деятельности. Если психологический эволюционизм связан в первую очередь с исследованием общества, а инстинктивизм — личности, то последующие три "разновидности" психологической социологии (психология народов, психология групп, психология подражания) имеют дело с субъектами деятельности, занимающими промежуточное положение между обществом и личностью.
Одно из таких направлений в рамках психологической социологии — психология пародов. Оно возникло и оказалось наиболее развитым в Германии второй половины XIX. — начала XX в. Самые известные представители М. Лацарус, X. Штейнталь. В. Вундт. Психология народов — направление, возникшее на стыке социологии и социальной психологии. Суть его состоит в том, что основной движущей силой исторического процесса является народ, этнос, который характеризуется активным началом в виде "народного духа", проявляющегося в культуре, религии, языке, мифах, обычаях, нравах. Этот "народный дух" определяет индивидуальное сознание, психику людей, являющихся представителями данного народа (этноса). Он ("народный дух") имеет специфические общие моменты, присущие этносу, проявляется в сходных структурах национальной культуры, тех или иных совпадающих чертах характера. На основании анализа "народного духа" допустимо нарисовать определенный социально-психологический портрет данного этноса, который будет включать его мифологию, народные обычаи, национальную культуру и таким образом может подлежать конкретному исследованию.
Наиболее предметно психологию народов проанализировал Вильгельм Вундт (1832—1920), посвятивший этому главный (десятитомный) труд своей жизни — "Психологию народов" (1900—1920). Сокращенное изложение основных идей этой работы было опубликовано на русском языке*29. Десятитомник содержит богатейший не только и даже не столько теоретический, сколько эмпирический материал об особенностях психологии разных народов и этносов, о специфических проявлениях их "народного духа" в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др. Вундт был известей, как своими научными трудами, так и тем, что создал в Лейпциге в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию, превратившуюся в международный центр экспериментальной психологии. За заслуги перед мировой, в том числе российской, наукой в 1902 г. он был избран в Петербурге почетным членом Академии наук. В мире за ученым закрепилась слава основателя эмпирической этнопсихологии.
*29: {Вундт В. Проблемы психологии народов. М.. 1912.}
Вундт рассматривал психические процессы в тесной связи с физическими, полагая, что они составляют две стороны одного реального бытия, которое извне проявляется как тело, а изнутри — как душа. Изучая сознание путем самонаблюдения его явлений и фактов, он пришел к выводу, что многие психические процессы, прежде всего мышление, речь, воля, недоступны эксперименту. Их следует изучать с помощью культурно-исторического метода, тем более что они относятся к сфере не индивидуальной психологии, а психологии народов.
Он полагал, что "психология народов — самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь" [Вундт. 1996. С. 23]. Он не согласился с предложенным Лацарусом и Штейнталем противопоставлением индивидуальной психологии, психологии народов, полагая, что они взаимосвязаны между собой, последняя же в этой взаимосвязи выступает как сложный творческий синтез индивидуальных сознаний [Там же. С. 6—7].
По мнению Вундта, психология народов охватывает три большие области и три основные проблемы, требующие специального психологического исследования: язык, мифы, обычаи. Они "представляют собой общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого" [Там же. С. 26]. Исследование их взаимодействия составляет важную задачу психологии народов. Другой ее важной задачей является стремление психологически познать сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает его духовная деятельность.
Язык, мифы и обычаи, как пишет Вундт, есть непосредственный продукт творчества духа народа, причем они являются не какими-то фрагментами этого творчества, а представляют собой "сам этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде" [Там же. С. 27]. Вундт стремится доказать, что язык, мифы и обычаи не зависят от индивидуального сознания и индивидуальных волевых актов. Более того, это сознание и эта воля испытывают на себе влияние духа народа как содержания его психологии. Поэтому психология народов — первична, а психология индивидов — вторична по отношению к ней.
Вундт рассматривает язык, мифы и обычаи не только в совокупности, в "компании", во взаимосвязи, но и порознь, давая характеристику каждому из этих трех основных компонентов "духа народа". Он пишет:
"Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли" [Там же. С. 25]. Как видно, и язык, и мифы, и обычаи толкуются в сугубо психологическом духе, как элементы сознания, духовной жизни людей, связывающие индивидов определенным образом между собой. Поэтому не случайно Вундт утверждает, что между психологией и тремя вышеуказанными областями исследования взаимоотношения осуществляются в полном объеме.
Рассматривая психологию народов как часть общей психологии, ученый полагает, что ее развитие дает достаточно много для индивидуальной психологии, потому что язык, мифы и обычаи предоставляют материал о душевной жизни индивидов. "Так, например, — пишет Вундт, — строй языка, который, взятый сам по себе, является продуктом духа народа, проливает свет на психологическую закономерность индивидуального мышления. Эволюция мифологических представлений дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли" [Там же. С. 22—23].
Вундт стремился придать психологии народов более конкретный, реалистический вид за счет предложенной им программы эмпирических исследований языка, мифов, обычаев ряда этносов. Этим самым он создавал своего рода социологию обыденного сознания. Подобное предложение впоследствии оказалось как нельзя, кстати, при возникновении феноменологической социологии и этнометодологии и провозглашении в качестве объекта их исследовательских интересов повседневной, обыденной жизни людей и этносов. Реализация программы эмпирических исследований должна была превратить психологию народов в описательную научную дисциплину, изучающую внутренние, глубинные особенности их духовной жизни.
Следует отметить, что в целом психология народов сыграла положительную роль, поставив ряд социологических проблем духовной жизни этносов и сумев привлечь к их изучению лингвистов, историков, этнографов, филологов, а главное — психологов и социологов. Это была одна из первых попыток изучения взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Но теоретической концепции этого взаимодействия создано не было. Что же касается большого описательного материала, использованного психологами, то он был далек от того, чтобы его можно было употребить при создании объяснительных концепций. Исследования, выполненные в рамках психологии народов, имели немалое значение для процесса возникновения и сближения таких отраслей знания как историческая психология, этнопсихология, культурная антропология, психолингвистика. Однако социология получила от психологии народов гораздо меньше, чем названные выше научные дисциплины.
§ 7. Теория подражания. Идеи Г. Тарда
§ 8. Зарождение интеракционизма. Творчество Ч. Кули
Глава 7 Классическая немецкая социология. Социологическое творчество Ф. Тённиса
§ 1. Понятие и общие черты классической немецкой социологии
§ 2. Социологическое творчество Ф. Тённиса.
Основные вехи жизненного пути
Предмет социологии
Учение о формах социальной жизни
Соотношение социологии и политики