Выработанный метод получения формального знания немецкий социолог применил к анализу капиталистического общества. В этом вопросе он в ряде случаев шел за К. Марксом. На Г. Зиммеля оказала глубокое влияние Марк-сова концепция отчуждения при капитализме. Он также доказывает наличие всеобщего отчуждения в этом обществе, используя концепцию денег. Свои идеи на сей счет, он развил в книге "Философия денег" (ее объем — 600 страниц), которую считают его самой "социологической" работой. Небезынтересно отметить, что при жизни ученого далеко не все специалисты обратили внимание на "социологический" характер книги, исходя из се названия, которое на первый взгляд представляется философско-экономическим. "Философия денег", изданная на рубеже двух веков и двух тысячелетий (1900), по существу, открыла серию трудов о капитализме, его "духе", кризисе, будущем; вслед за ней были опубликованы работы В. Зомбарта "Современный капитализм", М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", чуть позже — О. Шпенглера "Закат Европы" и др.
Зиммель, показывая наличие всеобщего отчуждения в обществе, стремился доказать, что оно сопровождается ростом индивидуальной свободы. Главная его идея в этом анализе состоит в том, чтобы убедить читателя в тесной и неразрывной связи отчуждения и свободы, которые выступают, по его мнению, двумя сторонами одной медали, называемой обществом. В "Философии денег" он писал: "Если свобода есть независимость от воли другого вообще, то прежде всего она предполагает независимость от воли определенного другого. Независим не одинокий отшельник германских или американских лесов — независим в позитивном смысле слова человек современного большого города, который, хотя и требует для себя бесчисленного количества производителей, доставщиков, помощников, соединен с ними лишь вещным, т.е. деньгами опосредуемым, образом" [История... 1999. С. 132].
Формирование и развитие капитализма сопряжено с наличием двух основных его характеристик: интеллекта и денег. Социолог рассматривает их как находящиеся в ряду главных форм обобществления, которые тесно связаны с ростом свободы и усилением тенденции индивидуализации членов общества. Эти формы позволяют Зиммелю подробно анализировать развитие денежного хозяйства и интеллектуализма как социального явления.
В связи с проведенным анализом социальной функции денег ученый обнаруживает, что их господство определяет совокупность социальных явлений современного ему капитализма. На самом деле все обстоит как раз наоборот: деньги выполняют ту роль, которую им предписывают соответствующие общественные отношения. Говоря о том, что власть денег приводит к отчуждению, немецкий социолог подчеркивает, что в этом процессе всеобщего, универсального отчуждения люди теряют свои индивидуальные, специфические качества, переходят в "одномерное" состояние.
Символом межчеловеческих отношений в таких условиях становится проституция. Зиммель считал, что природа денег и природа проституции аналогична. Деньги, как и женщины легкого поведения, никак не связаны с каким-либо одним субъектом. Деньги покидают его с такой же завидной легкостью, с какой женщины определенного поведения, исключая всякое сердечное движение, уходят от своих клиентов. Так же без особого труда и безразлично деньги переходят к своим новым временным хозяевам, как "делают" это женщины соответствующего поведения. Приведенное сравнение стало уже хрестоматийным в социологической литературе и позволяет лучше понять не только социальную роль и функции денег, особенности их использования в капиталистическом обществе, но и специфику общественных отношений в нем, на которую деньги накладывают глубокую печать.
§ 6. Значение социологического творчества Г. Зиммеля
Глава 9 Социологическое творчество М. Вебера
§ 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения
§ 2. Теория социального действия
§ 3. Понимающая социология М. Вебера
§ 4. Учение об идеальных типах
§ 5. Учение о типах господства
§ 6. Принцип рациональности и теория капитализма М. Вебера
§ 7. Социология религии