§ 1. Общая характеристика субъективной социологии
В российской социологии одним из наиболее развитых направлений, наряду с позитивистским, было субъективное. С конца 1860-х гг. — времени его возникновения — до начала 1920-х гг. оно проделало значительную эволюцию. Это становится понятным, если учесть, что к числу наиболее видных представителей субъективной социологии относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, СИ. Южаков, Н.И. Кареев. Что сближало столь разных социальных мыслителей? На каких основаниях исследователи относят их к одному социологическому направлению?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо дать самую общую характеристику субъективной социологии как одного из направлений российской социологии. При этом следует иметь в виду, что творчество некоторых из названных выше социологов (в первую очередь Кареева) не может быть целиком отнесено к данному направлению. Подобная ситуация будет встречаться нам и при рассмотрении иных направлений. Вначале несколько слов о самом названии этого направления. В литературе его называют по-разному — и субъективной школой, и этико-субъективной школой, и этико-психологической социологией и т.д. Представляется, что понятие "школа" в данном случае не соответствует тому, что на самом деле было. Ранее (при рассмотрении французской социологической школы Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школы) мы уже давали характеристику школы в социологии, подчеркивая Необходимость существования целого ряда признаков, таких как наличие неформального научного сообщества (объединенного на основе единой методологии), ярко выраженного лидера (лидеров), определенного статуса, центра для обмена научными идеями и т.д. Ничего этого не было в российской социологии, поэтому говорить о существовании субъективной школы (равно как и других) вряд ли правильно. Мы будем придерживаться более общего и широкого термина для характеристики близких (родственных, совпадающих по существу) взглядов определенной группы социологов — направления.
Субъективная социология — это специфически российское социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метола, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматривался как подлинно социологический — в отличие от объективного, естественнонаучного. Поскольку основной единицей общества считалась личность (по не класс и не социальная группа), постольку социолог должен был исследовать ее помыслы и внутренние устремлении. Именно они оказывают определяющее влияние на се деятельность, а не объективные, внешние факторы. Поэтому для изучения деятельности личности нужен был в первую очередь субъективный метод, включавший в себя принцип "сопереживания" социолога исследуемому объекту.
Представители этого направления особое внимание уделяли роли такого субъекта исторического процесса, как личность, причем не, просто личность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятельность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного направления. С темой личности оказались тесно сопряженными проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, характера и путей изменения общественного строя, места и роли интеллигенции в жизни общества и др. Во всей этой проблематике представители субъективного направления всегда искали и видели нравственное начало, этическую сторону любой деятельности. Этот поиск был сопряжен с решением одной из главных задач, которую ставили перед собой российские социологи. Исследовать и выявлять такие возможности личности, такой ее потенциал, который мог бы быть направлен на улучшение, совершенствование как общества в целом, так и конкретных человеческих отношений.
Субъективное направление, как и вся российская социология, было' тесно связано с общественно-политическими течениями и движениями, в первую очередь с народничеством. Последнее представляло собой внутренне противоречивую систему самых различных взглядов, идей и ориентации (политических, экономических, философских, социологических), обращенных к народу (в России это было прежде всего крестьянство) с целью изменения, улучшения — нравственного, религиозного, политического, экономического — его жизни:
При этом общей идейной платформой народничества (несмотря на наличие в нем двух течений — революционного и либерального) было признание социально-экономической самобытности России и возможности, минуя капитализм как регрессивный общественный строй, перейти к социализму. Основой этого перехода считалась крестьянская община, которую многие идеологи народничества рассматривали как готовую ячейку социализма. Они не видели значительных трудностей и проблем, связанных с ее функционированием и начинающимся разложением, в том числе и тех процессов социального расслоения, которые в ней активно происходили.
Прежде чем перейти к анализу основных идей, определявших суть направления, с учетом конкретных взглядов наиболее крупных его представителей по тем или иным проблемам социологии, дадим самую краткую и общую характеристику жизненного пути и творчества мыслителей.
§ 3. Предмет социологии
§ 4. Субъективный метод социологии
§ 5. Теория личности
§ 6. Теория прогресса
§ 7. Психологическое направление в российской социологии. Творчество Е.В. де Роберти
Глава 16 Позитивизм и натурализм в российской социологии
§ 1. Жизнь и творчество М.М. Ковалевского
Предмет и метод социологии
Генетическая социология и теория прогресса