Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценить. Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идеи, сформулированные им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказали значительное влияние не только на российскую, но и на мировую социологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 г., Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться в ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Именно он получил приглашение создать социологический факультет одного из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стать его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретические положения своей социологии, корни которой восходят к российскому периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательский центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практических методик установления в отношениях между людьми добра, справедливости, действенной любви.
Он много сделал для становления социологического образования в России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации социологии он написал первый в России "Общедоступный учебник социологии".
В феврале 1922 г., выступая на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета, Сорокин советовал студенческой молодежи не только обрести "новую веру", но и "взять с собой в дорогу" знание, чистую науку, совесть, моральные богатства, любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физическому. Только знание и труд, взятые вместе, говорил он молодежи, помогут достойно пройти бесконечно сложный жизненный путь. Ценности, названные в этом выступлении и предложенные социологом молодым людям в качестве их основного путеводителя, были для него самого главными в его долгом и чрезвычайно плодотворном путешествии по жизни.
В предисловии к книге Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда" его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому большое научное будущее и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библиотеку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов второй половины XIX — начала XX в. полностью сбылось.
Вопросы и задания
1. Когда появилось неопозитивистское направление в российской социологии? Наловите его представителей.
2. Охарактеризуйте основные особенности неопозитивизма в российской социологии. В чем состояла его методологическая программа?
3. Что являлось предметом социологии в творчестве А.С. Звоницкой? Раскройте существо центрального понятия ее социологии — эективации (ожидания).
4. В чем видел задачи социологической науки К.М. Тахтарев? Каковы, в его интерпретации, фундаментальные особенности общественной жизни и почему именно их он выделял?
5. В какой атмосфере происходило формирование духовного мира П.А. Сорокина? Какие люди и события определили его становление как ученого?
6. В чем видел Сорокин предмет и метод социологии? Почему явления социального взаимодействия привлекли его внимание в первую очередь?
7. Из каких методологических принципов исходил Сорокин, рассматривая социологию как науку?
8. Расскажите о структуре социологии в ее интерпретации Сорокиным. Что он понимал под социальной аналитикой, социальной механикой и социальной генетикой?
9. Какое значение для последующего развития социологии имели подходы Сорокина к характеристике структуры общества и группировкам населения?
10. Какие проблемы социального повеления ставил Сорокин, начиная с книги "Преступление и кара, подвиг и награда"?
11. В чем видел П.А. Сорокин тенденции социальной эволюции? Какое значение он придавал в этом процессе этическим проблемам?
12. Какие принципы позитивизма воспринял Сорокин? В чем проявилось влияние психологизма на его взгляды?
13. Охарактеризуйте значение российского периода творчества П.А. Сорокина для развития как отечественной, так и мировой социологии.
Литература
1. Голосенко ИЛ. Системный анализ в творчестве П. Сорокина // Социально-политический журнал. 1996. №1,2.
2. Голосенко И.Л., Зверев В.М. Социолог Агнесса Звоницкая: работы и судьба // Социол. исслед. 1991. №2.
3. История социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
4. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
5. Медушевский Л.Н. История русской социологии. М., 1993. Гл. 9.
6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
7. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
8. Сорокин П.Л. Система социологии: В 2 т. М., 1993.
9. Сорокин П.Л. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Ч. 1,2.
10. Сорокин П.Л. Дальняя дорога: Автобиография. М 1992.
11. Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
12. Сорокин П.Л. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 1994.
13. Сорокин П.Л. Границы и предмет социологии // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М, 1997. Вып. 1.
14. Тахтарев КМ. Краткая история социологии и ее основные направления. Основные идеи социологов // Там же.
15. Тахтарев КМ. Изучение общественной жизни. Основные вопросы и задачи социологии. Ее научное построение и направление. Методы социологии. Законы статистические и статистико-социологические. Статистика и социология. Соотносительный и статистико-социологический метод и построение социологии как точной науки об общественной жизни // Там же.
Глава 19 Социология XX в.: общая характеристика, предмет, периодизация
§ 1. Общая характеристика социологии XX в.
Понятие современного этапа социологии
Временные границы современного этапа социологии и их основания
Особенности современного этапа социологии
§ 2. Предмет социологии XX в.
Предметное поле социологии
Подходы к трактовке предмета социологии
"Ядро" и "периферия" предмета социологии