Теперь перейдем к рассмотрению основных вех жизни и творчества Бёрджесса, имя которого в истории социологии тесно связано и с Чикагским университетом (ему он отдал 50 лет верного служения), и с Парком (творческое содружество с ним определило во многом пути развития Чикагской школы).
Родился Эрнст Бёрджесс в Тилбери (штат Онтарио, Канада) в семье англиканского священника, который вел не только приход, но и учительствовал в местной школе. Способности будущего социолога проявились очень рано. Уже в семилетнем возрасте учитель называл его "маленьким профессором". Об академической карьере мечтал и сам Эрнст. Когда ему было два с половиной года, семья переехала из Канады в США. В 1905 г. Бёрджесс поступил в колледж, один из профессоров которого, являвшийся выпускником социологического факультета Чикагского университета, рекомендовал талантливого молодого человека А. Смоллу, декану этого факультета. После собеседования Бёрджесс был принят в университет. Вообще следует отметить, что все свое образование (в том числе впоследствии и докторскую степень) он получил исключительно в США, не выезжая, в отличие от многих американских социологов, в европейские страны.
Чикагская социологическая "большая- четверка" (еще раз напомним: А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас) оказала на Бёрджесса очень сильное влияние-, причем наиболее глубокое — Томас. В университете Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем. После его окончания социолог через некоторое время уезжает преподавать в университеты — сначала штата Иллинойс, затем — штата Канзас, потом — штата Огайо. Защитив докторскую диссертацию на тему "Функция социализации в социальной эволюции", Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, который более уже не покидает до конца жизни. Здесь он сразу сходится с Парком, плодотворное сотрудничество с которым выразилось уже в 1921 г. в создании упомянутого выше учебника "Введение в науку социологию".
История этого учебника весьма интересна: он родился из вводного лекционного курса Бёрджесса, помощь в составлении программы для которого ему оказывал Парк. Впоследствии Бёрджесс вспоминал о работе над учебником как об одном из лучших и ярких в творческом отношении периодов своей жизни. Он писал, что процесс создания книги проходил в сплошных дискуссиях по теоретическим и практическим аспектам социологии, так что иногда не оставалось даже времени на обед. Особый интерес у него вызвала работа над главами, посвященными характеристике исследовательских методик и техник сбора информации (интервью, наблюдения, изучение личных документов и социального картографирования) и ее анализа с применением статистических методов. Использование метода социального картографирования в дальнейшем стало "коньком" американского социолога. Применение этого метода сыграло значительную роль в реализации исследовательской программы Парка-Бёрджесса "Город как социальная лаборатория".
Исследователи творчества одного из лидеров Чикагской школы отмечают, что он был менее "теоретичен" в своих научных интересах, чем Парк, зато больше занимался эмпирической социологией. Студенты факультета, прежде чем попасть к Парку, "проходили" через конкретные исследования, проводимые при непосредственном участии и под руководством Бёрджесса. Среди его (и Парка) учеников можно назвать таких известных впоследствии американских социологов, как Л. Вирт, Р. Маккензи, Н. Андерсон, X. Зорбо, Л. Коттрелл, Ф. Трешер и др. Они, как и многие другие, не названные здесь исследователи, составляют гордость Чикагской школы.
В 1925 г. вышли почти одновременно две основные, ставшие классическими, работы Бёрджесса: первая, "сольная", — "Рост города: введение в исследовательский проект", вторая в соавторстве с Парком и Маккензи — "Город". В этих книгах получила отражение одна из центральных и наиболее плодотворных идей социолога, касающаяся концентрических зон города (о чем специально будет скачано чуть ниже). Наряду с этим Бёрджесс рассматривал основные факторы роста города, среди которых особо выделял миграцию (пространственную мобильность) в ее различных видах, в том числе и внутригородскую. Он исследовал также проблемы подростков, молодежи, преступности, досуга, семьи.
Последняя заняла особое место в его творчестве. Речь идет, прежде всего, о функциях семьи и социально-психологических проблемах ее существования и развития. Интересно в этой связи отмстить такой факт из биографии Бёрджесса: изучив русский язык, он в 1926 г. посетил СССР с целью анализа влияния коммунистической идеологии на традиционную форму русской семьи.
Нельзя не отмстить большую организаторскую деятельность социолога. Как и Парк, он умел налаживать хорошие контакты с руководителями Чикаго, заинтересовывать их в исследованиях, которые шли друг за другом. Но при этом следует подчеркнуть значительную эффективность проводившихся изысканий, приносивших большую пользу городу. Бёрджесс много сделал для Американской социологической ассоциации, в течение 1920—19.40-х гг. он являлся ее секретарем, а в 1934 г. был избран президентом. В 1936— 1940 гг., фактически уже после распада школы и переезда Парка в Нэшвилл, он работал главным редактором "American Journal of Sociology". В последние годы жизни часто болел, умер в Чикаго за несколько дней до наступления 1967 г. Все свои сбережения, все имущество и состояние завещал университету с целью создания Фонда Э. Бёрджесса, предназначенного для помощи студентам и проведения социологи четких исследований.
Оценки Бёрджесса в американской и мировой социологии очень высоки и почти не уступают тем, что даются в отношении творчества Парка. Так, известный американский социолог Г. Блумер отмечал, что Бёрджесс "более, чем кто-либо, способствовав развитию социологии в Соединенных Штатах... он был неутомим в формировании и расширении институциональных основ нашей дисциплины... Бёрджессу принадлежит огромная заслуга во внедрении и укреплении интересов социологии, как на общенациональном уровне, так и в Чикагском университете"*54.
*54: {Цит. по: Баньковская С.Л. Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология. М., 1994. С. 32.}
Характеристика взглядов У. Отборна и Л. Вирта
§ 4. Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии
Причины кризиса Чикагской социологической школы
Значение Чикагской школы в истории социологии
Глава 21 Зарождение и начальный этап развития отраслевых социологий
§ 1. Индустриальная социология и теория человеческих отношений
Зарождение индустриальной социологии
Хоторнский эксперимент
Теория человеческих отношений как результат Хоторнского эксперимента