В указанный период происходило быстрое развитие многих отраслей социологической науки. Среди них — социология труда, социология менеджмента, социология культуры, социология образования; социология знания, военная социология, социология досуга и др. Продолжалось "победное шествие" индустриальной социологии, социологии города. Развитие отраслевых социологии было отражением не столько их потребностей в развитии теории, сколько результатом возросшего практического интереса в проведении исследований.
Военная социология
Рассмотрим в качестве примера такого интереса и его отражения в развитии отраслевой социологии возникновение военной социологии (иногда ее называют социологией армии). С началом Второй мировой войны и на протяжении всего десятилетия 1940-х гг. проводились серьезные социологические исследования в американской армии, которыми руководил С. Стауффер, один из самых известных социологов в США 1940— 1950-х гг., ученик У. Отборна. Стауффера справедливо считают основателем военной социологии. Под его руководством была написана самая, пожалуй, серьезная книга в этой области социологического знания, ставшая затем хрестоматийной двухтомная работа "Американский солдат" (издана в 1949 г.).
Значительная часть исследований Стауффера была посвящена изучению социальных групп в американской армии. Одна из основных проблем, поставленных в названной книге, касалась выявления механизмов и средств для поддержания высокого морального духа солдат. Особенно тесно эта проблема связывалась с изучением, так называемых референтных групп, выступающих для индивидов (в данном случае солдат) в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.
В связи с изучением морально-психологического и боевого духа военнослужащих представляет интерес своеобразная "предыстория" социологических исследований в американской армии. Когда в конце 1930-х гг. социологи США под руководством Стауффера стали изучать морально-боевой дух в войсках, социальные установки солдат на поведение в условиях войны и боя/их выводы оказались неутешительными. Однако эти заключения противоречили выводам инспектирующего армию генералитета, по мнению которого она вполне была готова к активному участию в боевых действиях.
Нетрудно догадаться, чем грозило такое противостояние генералитета и социологов для последних. Но, как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло". Случилось так, что на американской военной базе о Пёрл-Харборс в декабре 1941 г., в период разгромного нападения на нее японцев, оказались социологи, которые на следующий день после бомбардировки провели опрос солдат и офицеров. Его результаты подтвердили гипотезы социологов, а обстоятельный отчет об исследовании был написан очень быстро и направлен в Министерство обороны, произведя там весьма сильное впечатление.
После происшедших событий социологи уже не имели никаких препятствий для работы в войсках и немедленно воспользовались этим обстоятельством. Всего за годы войны в американской армии было проведено более 250 исследований. Если же суммировать то, что было сделано социологами в ней до и после войны в 1940-х гг., то количество исследований вырастает до весьма внушительной цифры — 400 работ.
Назовем лишь некоторые проблемы, которые ставились и изучались социологами в вооруженных силах: отношение солдат и офицеров к войне; определение иерархии факторов, влияющих как на боевую подготовку военнослужащих, так и на их поведение в бою; выявление связи между социальными установками солдат и их эффективным участием в боевых действиях; анализ установок военнослужащих на армейскую карьеру; отношения в армии между белыми и неграми; досуговые ориентации военнослужащих (их стремление определенным образом проводить свободное время); отношение военнослужащих к гражданским лицам и т.д.
Отрасли социологии в сфере производства
§ 4. Достижения в области методологии и методики исследований. Социологическое творчество П. Лазарсфельда
§ 5. Расцвет и "болезни" эмпирической социологии
Глава 22 Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон
§ 1. П. Сорокин: социологические теории американского периода творчества
Жизненный путь и общая характеристика творчества
Основные идеи работы "Социология революций"
Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
Концепция социокультурной динамики