Теоретические идеи Э. Фромма, особенно в области концепций социального характера и отчуждения личности при капитализме, оказали большое влияние на современную ему социологическую мысль. Одним из исследователей, испытавших это влияние, стал американский социолог, социальный психолог, представитель психоанализа американской социологической школы, ученый либерально-радикального течения психоанализа Дэвид Рисмен (род. в 1909 г.). Его основные работы: "Одинокая толпа: изучение изменения американского характера" (1950, в соавторстве с Н. Глейзером и Р. Денни), "Лица в толпе" (1952). Рисмен оказался одним из популярнейших авторов и основателей концепции социального характера (наряду с Фроммом).
Американский социолог говорит о трех типах характеров, соответствующих трем типам общества. Первый тип — консервативный, конформный, ориентированный на традиции, устоявшиеся образцы поведения в клане, касте, сословии. Он присущ доиндустриальному обществу.
Второй тип характера был определен Рисменом как "изнутри ориентированная личность", свойственная периоду развития раннеиндустриального общества с ослабленными традициями, отсутствием или неразвитыми СМИ, слабым контролем со стороны первичных групп. Личность, являющаяся "носителем" этого типа характера, оказывается сильной, целеустремленной, предприимчивой, склонной к нововведениям и переменам. Вместе с тем здесь еще сохраняется роль традиционных норм и ценностей.
Третий тип характера рождается в условиях перехода к потребительскому, т.е. развитому индустриальному, обществу и получает название "извне ориентированная личность". Поведение личности с таким типом характера обусловлено влиянием бюрократии, СМИ, моды, господствующей системы связей и отношений, но, ни в коем случае не традициями и принципами, принятыми нормами и ценностями. У "извне ориентированной личности" отсутствует сильное самостоятельное Я, тем более сверх-Я. Это стандартизированная и обезличенная фигура, объект манипулирования и результат отчуждения. У личности такого тина есть стремление к подлинно человеческим проявлениям (любовь, страсть, правдивость, честность и т.д.), но вся система внешнего воздействия мешает ей в этом.
Все названные типы характеров сосуществуют в современном обществе, считает Рисмен. Однако удельный вес и влияние каждого из них разные, они зависят от экономических, социальных, демографических факторов, уровня урбанизированное™ общества и др. Последний, третий тип характеризует "одиночество в толпе", но в то же время рождает стремление к подлинно позитивному социальному характеру — "автономной личности", имеющей ясные, рациональные цели, личности неконформной, независимой от влияний потребительского общества, культурной среды.
Рисмен рассматривает социальные характеры с позиций либерального критицизма, подчас довольно острого. Эта критика направлена против бюрократии, потребительского общества. Она касается разных сфер жизни — труда, игры, образования, досуга, религии, Власти, свободы и т.д. В своей критике социолог иногда склоняется к некоторой идеализации периода классического капитализма.
Его работы сыграли большую роль в духовной подготовке событий 1968 г., связанных с бунтарскими выступлениями молодежи, прежде всего американской, вступившей в своеобразный "конфликт культур" с истеблишментом (в отличие от выступлений молодежи в европейских странах, где наблюдались процессы реального противоборства с властью, объединившие студентов и рабочих).
Подводя итог рассмотрению психоанализа в социологии, отметим, что им был пройден путь от фрейдизма до неофрейдизма. Последний возник преимущественно в США на почве соединения психоанализа с американской социологией, а его основными представителями были К. Хорни, Э. Фромм, Д. Рисмен. В неофрейдизме заметно усиливается роль социальных факторов, рассматриваемых сквозь призму их влияния на психику личности. Бессознательное (являющееся основной категорией у З. Фрейда и связанное у него с сугубо биологическими механизмами) превращается в неофрейдизме в связующее звено между социальными и психическими структурами (к примеру, у Фромма — "социальное бессознательное").
Межличностные отношения выступают в неофрейдизме предметом основного внимания (взамен психических процессов). Приспособление личности к социальной среде приобретает роль одной из центральных проблем в неофрейдизме, наряду с типологией социального характера, вне которой особенности такой адаптации будут непонятны. С точки зрения "нового" психоанализа главной задачей этого метода становится поиск дефектов и конфликтов в системе социальных связей человека, что способствует его успешной адаптации к существующему образу жизни.
Ряд аспектов психоаналитической ориентации в социологии оказался связанным с деятельностью представителей Франкфуртской социологической школы, к рассмотрению которой мы переходим в следующей главе.
Вопросы и задания
1. В чем существо социологического подхода к психоанализу?
2. Какие проблемы психоаналитической ориентации в социологии анализировались в теориях 3. Фрейда и как это делалось?
3. Охарактеризуйте основные положения "индивидуальной психосоциологии" А. Адлера.
4. В чем заключались особенности психосоциологических взглядов К. Юнга?
5. Раскройте существо концепции К. Хорни и охарактеризуйте типы поведения личности, предложенные ею.
6. В чем заключается гуманизм социологического учения Э. Фромма?
7. Опишите основные этапы жизненного пути Фромма.
8. Проанализируйте концепцию личности Фромма.
9. Что понимал под социальным характером Фромм? Изложите его учение о типах социального характера.
10. Почему проблема свободы занимала в творчестве Фромма центральное место? Как . трактовал свободу ученый?
11. Как раскрывалась проблема отчуждения в работах Фромма? Изложите основные идеи ученого в отношении преодоления отчуждения личности от общества.
12. Охарактеризуйте значение социологических идей Фромма.
13. В чем состояли основные положения теории социального характера Д. Рисмена? Приведите типологию социального характера ученого.
Литература
1. История социологии. Минск, 1993.
2. История социологии в Западной Европе и США М., 1999.
3. Кравченко С. А., Мнацаканян М.О., Покровский И. Е. Социология; парадигмы и темы. М„ 1998
4. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989
5. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Западноевропейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М.. 1996.
6. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. Фромм Э. Душа человека. М„ 1992.
7. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.
8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М„ 1994.
9. Хорни К. Новые пути в психоанализе. Собр. соч.: В 3 т. М., 1997.
10. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
11. Юнг К. Дух и жизнь. М., 1997.
12. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М., 1997.
§ 1. Общая характеристика
§ 2. Взгляды Г. Маркузе
§ 3. Идеи Т. Адорно
§ 4. Творчество Ю. Хабермаса
Критическая направленность работ
Теория коммуникативного действия
Глава 25 Парадигмы в зарубежной социологии. Теории конфликта и обмена
§ 1. Понятие парадигмы в социологии: различия в подходах
Подходы к пониманию парадигмы в отечественной социологии