История социологии - Зборовский Г.Е. - Коммуникация и социальная система

Коммуникация у Лумана выступает важнейшим элементом социальной системы. Сама по себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в процессе действия. Коммуникация безлична и означает установление связи и взаимодействия как минимум между двумя людьми. Поэтому она не принадлежит ни одному из субъектов отношений, стержнем которых на самом деле является. Она изначально социальна, поскольку "не может быть... вменена ни одному отдельному сознанию" [Луман. 1999. С. 215— 216]. Сама коммуникация оперативно функционирует как единство различия информации, сообщения и понимания. Информация, сообщение и понимание — это, по существу, структурные элементы коммуникации.

Здесь следует специально отметить, что, по признанию социолога, понятие коммуникации имеет ключевое значение для теории общества [Там же. С. 210]. В свете сказанного становится понятным предложение Лумана: "...положить в основу (понятия общества. — Г.З.) понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию па базе понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящую коммуникации из коммуникаций" [Луман. 1994. С. 31].

Рассуждения социолога о коммуникации являются важнейшим шагом на пути к созданию теории общества и в целом его трактовки. Он различает три разных уровня анализа общества. Первый предполагает его осуществление в границах общей теории систем, а в ней — в рамках общей теории аутопойетических систем. Второй уровень означает рассмотрение общества в теории социальных систем. Наконец, третий предполагает рассмотрение теории системы общества как особого случая социальных систем.

Характеризуя общество в связи с его основным признаком — наличием в нем коммуникации, придающей ему совершенно особый системный характер, Луман пишет: "Общество есть коммуникативно-закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само — но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации" [Луман. 1999. С. 223].

Социальная система и общество как главная ее разновидность характеризуется у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Общество рассматривается как самореферентная социальная система (самореференция — ссылка на самого себя), умеющая организовать саму себя, что означает, помимо только что названных характеристик, ее способность описывать себя, отграничивая от окружающей среды, осуществляя различение с ней, заниматься самонаблюдением и самоописанием, воспроизводя в них саму себя. Социолог стремится доказать, что "социальные системы (включая общество) могут осуществиться только как наблюдающие самое себя системы" [Там же. С. 216]. В этом смысле наблюдение и описание системы есть ее часть.

Проблема человека в концепции Н. Лумана

Большое значение для правильного понимания концепции социальной системы и теории общества Лумана имеет его отношение к проблеме человека. Оно резко отличается от позиций иных социологов, в том числе и авторов концепций, рассмотренных выше. Если в этих теориях речь идет об активном деятеле, акторе, агенте, субъекте социального действия, вне которого ни современное общество, ни его концептуальное видение невозможны, то в работах Лумана мы встречаемся с принципиально иной трактовкой роли человека.

Поскольку место центрального понятия социологической теории у социолога занимает "система" (а не "действие"), постольку его мало волнует действующий субъект, который существует лишь как элемент окружающего систему мира, но не как элемент самой системы. Это значит, что понятие человека (ни в каких его ипостасях) не имеет для социолога научного значения. Такая позиция тем более понятна и очевидна из всего контекста теории социальных систем Лумана, что человек не включен у него в систему коммуникаций.

Отрицание понятия человека как элемента социальной системы было, изначально характерно для творчества немецкого социолога и неоднократно становилось объектом критических стрел, причем как его противников, так и сторонников. Среди последних предпринимались даже попытки рассматривать человека как аутопойетическую и самореферентную систему. Но это никак не повлияло на изменение позиции Лумана. Более того, он каждый раз искал новые аргументы для усиления своей позиции. Один из них состоял в том, что и человек как часть окружающего систему мира, и тем более сам этот мир представляют собой комплексные образования, которым самореферентная система (общество) уступает по сложности. Поэтому одна из задач социологии состоит в выявлении особенностей их взаимодействия.

Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные, принятые и значимые в социологическом сообществе направления теоретической мысли и концепции, которые характеризуются — в качестве главной своей особенности — стремлением к синтезу, обведи нению ряда идей и теорий, созданных как в рамках классического, так и (в основном) современного этапа развития социологической теории. Читатель имел возможность обнаружить и сходства, и значительные различия, существующие между ними. Они объясняются наличием нескольких, назовем их модельными, подходов к социальному анализу. В одном случае такой моделью оказались концепции социального действия, социальной структуры и социальной эволюции (Э. Гидденс, П. Штомпка), в другом теории структурализма и конструктивизма (П. Бурдье), в третьем — естественнонаучные (биологические), системные и информационные теории (Н. Луман). Далеко не всегда эти теории "стыкуются" терминологически, разнится понимание задач социологии, соотношения в ней теории и эмпирии. Но главное, что их объединяет, — стремление по-новому осмыслить как социальные процессы, происходящие в мировом сообществе, испытывающем на себе все плюсы и минусы глобализации, так и тенденции развития социологической науки.

Вопросы и задания

1. Каковы основные особенности развития социологической теории в 1980— 1990-е гг.?

2. В чем состоит кризис социологического сознания и какие пути выхода из него видят представители научного знания?

3. Почему динамизм мирового развития стал актуальным предметом социологического анализа в 1980-х гг.?

4. Охарактеризуйте основные движения в современной теоретической социологии, называемые Дж. Ритцером.

5. Что собой представляет постмодернизм в социологии? Как его оценивают современные ученые?

6. Обоснуйте актуальность концепции глобализации в современной социологии.

7. В чем проявляется интегрирующий характер теории структурации Э. Гидденса?

8. Раскройте основные положения и понятия теории структурации, охарактеризуйте смысл гидденсовского понимания дуальности структуры.

9. В чем заключаются особенности теории социального пространства П. Бурдье? Как она соотносится с концепцией габитуса французского социолога?

10. Можно ли относить теорию социальных изменений П. Штомпки к интеграционному движению в социологии? Обоснуйте свой ответ ссылками на содержание теории польского социолога.

11. В чем новизна подхода Н. Лумана к анализу социальных систем? Как трактовка общества сопрягается с трактовкой системы в концепции Лумана?

12. Как бы вы могли охарактеризовать отношение Лумана к проблеме человека?

13. Каково место коммуникации в системе с точки зрения Лумана?

Литература

1. Александер Дж. Социологическая теория после 1945 г.// Западная теоретическая социология 1980-х гг. М.. 1989.

2. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социол. жури. 1994. № 4.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Бурдье П. Начала. М.. 1994.

5. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современности М.; Ростов н/Д., 1999.

6. Гидденс Э. Социология. Челябинск. 1991.

7. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

8. Громов И.Л., Мацкевич А.Ю., Семенов В.Л. Западная теоретическая социология, 1996.

9. История теоретической социологии: В 4 т. М, 2000. Т. 4.

10. Кравченко СЛ., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. 1998.

11. М. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

12. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос. М., 1991. Вып. 1.

13. Луман И. Понятие общества. Почему необходима "системная теория"? //Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

14. Луман Н. Теория общества //Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.

15. Луман Н. Решения в "информационном обществе". Невероятность коммуникации // Проблемы теоретической социологии. СПб., 2000. Вып. 3.

16. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. 1990.

17. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М, 1998.


Проблема человека в концепции Н. Лумана
Глава 29 Отечественная социология с рубежа 1910-1920-х гг. до начала 1930-х гг.
§ 1. Отечественная социология в 1917-1922 гг.
§ 2. Отечественная социология в 1920-1930-е гг.
Марксистская теоретическая социология в СССР
Конкретно-социологические исследования в СССР
§ 3. Итоги периода
Глава 30 Отечественная социология в конце 1950-х - 1980-е гг.
§ 1. Возрождение отечественной социологии (конец 1950-х - начало 1970-х гг.)
Первые попытки возрождения
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru