Хаос как социологема
Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейших признаков порядка, то есть состояние рассеянности структур, разрозненности элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненностей, иерархий.
В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себе, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифам (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время от времени разыгрываются некие безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.
Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформиться в конкретные структуры.
К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной деструкции исчезает очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанция цивилизации и наступает "конец света".
Хаос — не аномальное, а вполне закономерное, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключением в социальной жизни индивидов и сообществ.
Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.
Социальная энтропия
Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве.
Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся Вселенная. "Мы, — писал основатель кибернетики Норберт Винер, — погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".
Закону возрастания энтропии подчинено неорганическое, косное вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапливается, организм постоянными ритмическими усилиями от нее избавляется, обмениваясь со средой, веществом и энергией.
В основе любого происходящего изменения скрыты распад и хаос, которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностями.
Социальная энтропия — это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.
Энтропия в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют этой возможности переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.
Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной "зоне бифуркации" любой малый сигнал, самая незначительная случайность способны привести всю систему в совершенно новое состояние.
В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур — религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаются практические и духовные "скрепы", связывавшие людей на протяжении веков в разномасштабные общности. Ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число людей, выпадающих из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитны как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущим их собственной природе.
На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистски ориентированной политической активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленными к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролития.
Главным орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящих в разрушении увертюру к грядущему созиданию.
Социальная энтропия
Социодииамика энтропии
Концепция аномии Э. Дюркгейма
Концепция аномии Р. Мертона
Аномия — хаотическое состояние социальной системы
Тотальная и очаговая аномия
Продуктивность аномии
Хаотическое сознание
Хаотическое сообщество