Греческий кризис является весьма показательным примером того, как проблемы одного из элементов высокоинтегрированной экономической системы (еврозоны) чреваты кризисом всей системы. А учитывая тот факт, что сегодня многие страны еврозоны сталкиваются с бюджетными проблемами, ситуация в Греции заставляет поднять несколько вопросов принципиального характера.
Вставка 6
Долговой кризис в Греции: уроки для еврозоны
Долговой кризис в Греции фактически спровоцировал новый кризис в зоне евро как таковой, высветив тем самым целый ряд старых и новых проблем, решение которых имеет принципиальное значение для эффективного функционирования евро.
Во-первых, понятно, что основная ответственность за кризис лежит на правительстве Греции, поскольку именно проводимая на протяжении нескольких лет экономическая политика фактически заложила основы нынешних экономических трудностей. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что правительство не предоставляло адекватной информации о характере и масштабах национальных бюджетных проблем. Так, еще в марте 2004 года Евростат высказал свои претензии к качеству греческой статистики. Именно потому Евростат был вынужден пересмотреть статистические данные Греции за 2000-2003 гг.
Во-вторых, ответственность за сложившееся положение также несут и институты еврозоны. Очевидно, что правительства стран-членов еврозоны не смогли подать своевременный сигнал о своей готовности помочь Греции. С другой стороны, Европейский центральный банк фактически создал неопределенность относительно возможности использования государственного долга Греции как залога для получения ликвидности.
В-третьих, свой вклад в греческий кризис внесли и финансовые рынки, на которых чрезмерный оптимизм до кризиса сменился глубочайшим пессимизмом после того, как кризис начался. Использование свопов на кредитный дефолт дает пессимистически настроенным участникам рынков неограниченные возможности спекулировать против отдельных стран, тем самым усугубляя их проблемы.
В целом греческий кризис ярко высветил структурную проблему еврозоны: монетарный союз не является частью политического союза. Такой дисбаланс ведет к формированию экономических различий между странами, причем механизм преодоления таких различий отсутствует. Эти экономические различия, в свою очередь, составляют своего рода материальную основу различий в состоянии национальных бюджетов и появления фискальных кризисов.
Поиски путей повышения экономической политики в условиях кризиса серьезно активизировались под влиянием ситуации в Греции.
Во-первых, понятно, что кризис в Греции является весьма опасным для еврозоны, поскольку при наиболее неблагоприятном варианте событий он может запустить цепную реакцию суверенных дефолтов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Опять-таки, при самом пессимистическом сценарии проблемы банковского сектора вынудят правительства вкладывать значительные средства в спасение банковских институтов. Иными словами, последствия кризиса могут быть весьма ощутимыми для экономики еврозоны и не только. Поэтому Греция должна реализовать пакет достаточно жестких мер, направленных на восстановление финансовой стабильности, и наверняка получит необходимую помощь от Евросоюза и отдельных стран ЕС, причем масштабы помощи могут оказаться достаточно ощутимыми. По некоторым расчетам, в случае, если Греция столкнется с дефолтом по всей сумме своего долга, меры по спасению греческой экономики со стороны стран-членов зоны евро приведут к увеличению соотношения государственного долга к ВВП на 3% дополнительно.
Во-вторых, помощь Греции может подать также негативный сигнал относительно готовности помогать странам, которые проводят ошибочную экономическую политику. Иными словами, речь идет о том, что безответственное поведение правительства не наказуемо1.
В-третьих, возникает вопрос относительно реагирования на будущие кризисы. Понятно, что, прежде всего, следует предпринять меры (как на национальном, так и на международном уровне), которые бы позволили в принципе минимизировать появление подобной ситуации в будущем.
Но существует еще один весьма важный аспект названной проблемы. Он заключается в том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить кризисную ситуацию, когда она уже возникла. В принципе, именно страна, столкнувшаяся с проблемами, объективно заинтересована в разработке и реализации пакета мер по стабилизации ситуации. Но поскольку Греция является членом зоны евро, возникает вопрос о том, какой международный институт может обеспечить эффективный надзор за тем, чтобы национальные программы экономической коррекции были достаточно жесткими и эффективными с тем, чтобы помощь стране действительно имела смысл.
По мнению ряда экспертов, МВФ не может быть эффективным в этой ситуации, поскольку единственным инструментом принуждения страны выполнять согласованную с МВФ программу является угроза приостановить выделение средств2. С другой стороны, ЕС имеет
В связи с кризисом в Греции было высказано предложение о создании своеобразного Европейского валютного фонда, который действовал бы в пределах зоны евро.
В этой связи возникло предложение разработать механизм "упорядоченного дефолта" как последнего способа разрешения кризиса.
Создание Европейского валютного фонда является достаточно интересной идеей, заслуживающей серьезного внимания.
несколько более широкий набор инструментов влияния. ЕС может, например, приостановить выделение средств из структурных фондов. Европейский центральный банк может также оказать весьма сильное давление, отказавшись использовать греческий долг в своих операциях на денежном рынке.
Следует отметить, что в отличие от многих других экспертов, авторы предлагают не ограничиваться поисками путей поддержки системных институтов (и стран), но и заранее разработать механизмы "упорядоченного дефолта" таких институтов. Для решения этой проблемы предлагается создать специальный институт - Европейский валютный фонд1. Предполагается, что в отношении стран зоны евро Европейский валютный фонд станет выполнять две функции: во-первых, помощь со стороны фонда будет создавать стимулы для стран реально заботиться о состоянии своих финансов, во-вторых, реализовать процедуру "упорядоченного дефолта" как последнюю возможную меру минимизации негативного влияния дефолта отдельной страны на зону евро.
Логика авторов заслуживает внимания, поскольку их выводы исходят из новых политических и экономических реалий. Не вдаваясь в детальный анализ данного предложения, отметим, что оно не только является достаточно конкретным и аргументированным, но и задает новое направление поисков путей решения качественно новых проблем, порожденных кризисом.
Весьма показательно то, что идея создания Европейского валютного фонда уже получила политическую поддержку со стороны канцлера ФРГ Ангелы Меркель и Президента Еврогруппы Жана-Клода Юнкера1. При этом Меркель высказалась как за усиление ответственности, так и санкций с тем, чтобы предотвратить нарастание государственного долга до критического уровня.
Интерес к идее со стороны Еврогруппы заслуживает особого внимания, поскольку эта структура является постоянно действующей встречей министров финансов стран-членов зоны евро. Еврогруппа фактически представляет собой механизм политического контроля над функционированием зоны евро и связанных с нею элементов Европейского валютного союза, таких как Пакт стабильности и роста. Также отметим, что и президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише признал ценность идеи создания Европейского валютного фонда и высказался в пользу ее дальнейшей разработки2.
Еще одним важным последствием греческого кризиса стало признание необходимости принять действенные меры по борьбе с финансовыми спекуляциями. Греция инициировала внесение этого вопроса в повестку дня ближайшего саммита Большой двадцатки3. С другой стороны, Германия и Франция заявили о своих планах разработать конкретные предложения относительно ограничения спекулятивных финансовых операций, которые будут изложены в письме Президенту Евро-комиссии4. Речь, в частности, идет о том, чтобы урегулировать спекулятивные атаки против падающих цен
Еще одним важным последствием греческого кризиса стало признание необходимости принять действенные меры по борьбе с финансовыми спекуляциями.
на акции или убытков по кредитам, а также предотвратить спекуляции против целых стран, которым угрожает банкротство, включая торговлю свопами кредитного дефолта.
По нашему мнению, кризис заставляет экспертов и политиков пересмотреть традиционные представления о целях, содержании и инструментах экономической политики в современных условиях. При этом очень важно с новых позиций оценить роль и реальную эффективность экономической политики в прошлые периоды экономического роста и кризисных потрясений.
8.1. Понимание опасности кризиса: ретроспективный взгляд
1. Международный валютный фонд
2. Банк международных расчетов
3. Форум финансовой стабильности
4. Банк Англии
5. Офис Контролера денежного обращения (США)
6. Экспертная среда
8.2. Фундаментальные уроки кризиса
Часть 2.Глобальный финансовый кризис: пример Украины