Культурология - Берестовская Д.С. - Культура и цивилизация

Цивилизация*175 - это создаваемая социумом в ходе культурного процесса система средств функционирования и совершенствования человека, общества, вполне определенный по своим свойствам и возможностям результат функционирования культуры, средство и условие ее изменения*176.

*175: {Цивилизация (латcivilis) - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина, подобающий гражданину.}

*176: {См.: Энциклопедический словарь по культурологии. - С. 431-433.}

Понятие "цивилизация" в разные периоды имело разные значения. В эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Французский философ XVII века Гольбах*177 писал о совершающейся в ходе истории "цивилизации народов", имея в виду, что цивилизация есть процесс совершенствования их образа жизни.

*177: {Гольбах Поль Анри (1723-1789) - французский философ-материалист и атеист. Основные труды - "Система природы", "Разоблаченное христианство" , " Карманное богословие".}

В XIX веке значение понятия "цивилизация" расширилось: под ним стали подразумевать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Французские, немецкие, английские ученые XIX веке широко пользовались этим понятием и издали ряд трудов по истории цивилизации в странах Европы и Америки.

Русские "западники" (Т. Грановский, П. Чаадаев и другие) отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая вместе с тем единство исторического процесса.

Л. Морган*178, Ф. Энгельс*179 и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального процесса, следующую за дикостью и варварством. На этой ступени возникают различные формы общества, поэтому в науке утверждалось положение о существовании разных цивилизаций.

*178: {Моргаи Льюис Геирн (1818-1881) - американский ученый, этнограф, археолог. Изучал быт американских индейцев, собрал огромный фактический материал по истории первобытного общества. Кн.: "Древнее общество".}

*179: {Энгел ьс Фридрих (1820-1895) - немецкий ученый, материалист, диалектик. Работы: "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Диалектика природы" и другие.}

Уже к концу XIX века поколебалась вера в процесс европейской цивилизации. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности. В этом плане знаменательны взгляды О. Шпенглера, о которых уже шла речь ранее.

Напомним некоторые моменты. Философ считал, что культура - это "организм", обладающий жестким внутренним единством и обособленностью от других "организмов". Таких "организмов" он насчитывал восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майя, ожидалось рождение русско-сибирской культуры. Жизненный цикл каждой культуры определяется в 1000 лет, после чего она теряет творческий потенциал и перерождается в "цивилизацию". Переход от культуры к цивилизации, считал Шпенглер, есть переход от творчества к бесплодию, от "деяний" к "работе". Для Европы такой переход начался в XIX веке.

Противопоставление культуры и цивилизации стало объектом исследований Г. Маркузе (1898-1979), одного из представителей

Франкфуртской школы*180, теоретики которой обратились к анализу западной цивилизации, рациональности, в рамках которой, по их мнению, остаются и капитализм, и социализм. Они предлагают критическое переосмысление истоков цивилизации. Теоретики Франкфуртской школы считают, что человечество впало в новый тип варварства, причину которого они видят в наличии некоего метафорического субъекта государства, который формирует западную цивилизацию с самых ее истоков. Всепроникающий принцип господства трансформируется в господство человека над человеком. Человек копирует природный принцип господства и направляет его против природы - так развивается европейская цивилизация.

*180: {Франкфуртская школа - группа интеллектуалов, объединившаяся в 30-е годы XX века на леворадикальных позициях вокруг Франкфуртского института социальных исследований. В период власти нацизма институт перебазировался в США, в 1949 году возвратился во Франкфурт. В 70-е годы - распад школы, но ее идеи продолжают оказывать влияние на демократические, экологические и другие движения.}

Г. Маркузе участвовал в разработке "критической теории", направленной против современной культуры буржуазного общества как "аффирмативной", утверждающей сущее. "Критическая теория" Маркузе отрицала существование принципиальной разницы между социалистической и капиталистической системами, так как обе они, считал Маркузе, являются модификациями индустриального общества, в котором существуют неразрешимые противоречия между индивидом и обществом, свободой и экзистенцией*181.

*181: {Экзистенция (лат. existcntia) - существование. Экзистенциализм - философское течение XX века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.}

Опираясь на эти тенденции, культуру рассматривают как внутреннее, духовное содержание цивилизации, а цивилизацию - как внешнюю материальную оболочку культуры. Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, цивилизация снабжает людей средствами существования. Поэтому культура - это духовные ценности, а цивилизация - это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества. Если культура облагораживает и возвышает душу, то цивилизация создает комфортные условия для тела.

Противопоставляя культуру и цивилизацию, авторы этих теорий утверждают, что "цивилизованный человек" - это не то, что "культурный человек". Культурному человеку свойственна "внутренняя культура" личности, цивилизованный человек обладает лишь "внешней культурой", которая принята в цивилизованном обществе. Нередкое явление в жизни - "цивилизованное бескультурье".

Развивая эти взгляды на цивилизацию, О. Шпенглер назвал цивилизованный Запад обществом умирающей культуры. Цивилизация - последняя стадия всякого социального мира, его закат.

В англо-американских традициях понятие "цивилизация" стало употребляться примерно в том же значении, что и "культура". Например, А. Тойнби цивилизациями называет различные типы обществ, выступающие как самостоятельные социокультурные миры.

Современный американский теоретик С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего уровня. Следующей ступенью является то образование, которое отличает род человеческий от других видов живых существ.

А. С. Кармин в работе "Основы культурологии: морфология культуры" приводит различные понимания цивилизации, принадлежащие мыслителям XVII - XX веков:

- исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

- образ жизни общества после выхода его из первобытного состояния (Морган);

- материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфера духовности, творчества и свободы (Зиммель*182);

*182: {Зиммель Георг (1858-1918) - немецкий философ-идеалист и социолог. Основные работы: "Проблемы философии истории", "Религия", "Конфликт современной культуры".}

- последняя завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер);

- любой отдельный социокультурный мир (Тойнби);

- наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой самый высокий уровень культурной идентичности людей (Хантингтон).

В нашем понимании, цивилизация - общество, которое характеризуется специфичной для него культурой, достигшей определенного уровня. Это социокультурный мир, составляющий специфику определенного исторического типа общества.

Чаще всего понятие "цивилизация" стало связываться с возникновением государственности, городов, письменности, единой системы мер и весов, развитой общей религии, системы права и т. п. В то же время цивилизация, так же как и культура, может обозначать как реальное, исторически конкретное общество, так и отдельную его сторону, характеристику (например: "древнеримская цивилизация", "минойская цивилизация", в то же время - "христианская цивилизация" и т. п.). Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара (хотя есть цивилизации, которые создавались одним народом - например, цивилизация инков и т. п.).

Типы цивилизаций можно определить по различным признакам: экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии, языковая общность, сходство природных условий и др.

Так, К. Маркс, беря за основу экономический строй общества, выделял общественно-экономические формации: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую, в которых воплотились соответствующие типы цивилизаций. Например, рабовладельческая цивилизация - социокультурные миры Египта, Китая, Ирана и других стран.

Существуют и иные признаки, определяющие характер цивилизации. Так, часто проводится различие между аграрной и индустриальной цивилизациями. Черты, характерные для аграрной цивилизации (культура патриархального, "традиционного" типа): близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта, слабость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и т. п. Особенности, отличающие индустриальную цивилизацию: приоритет городской культуры, ускоренный темп жизни, большая свобода нравов и выбора жизненных ценностей, быстрый рост образования, развитие средств коммуникации, информации, усиление мобильности населения и другие.

В настоящее время на Западе, по мнению многих ученых, идет перерастание индустриальной цивилизации в "постиндустриальную" или "информационную", что ведет к переменам в культуре общества.

Существует различие цивилизаций по характеру политической власти: цивилизации деспотического типа (в странах Востока, в Древнем Египте и других) и цивилизации демократического типа (современные западные демократические государства).

Особое значение имеют метакультуры. Это культурные общности высшего уровня. Метакультуры имеют надэтнический характер и объединяют разные, но сходные по некоторым параметрам культуры. Например, Испанию и ряд стран Латинской Америки, представляющих испанскую метакультуру, объединяет языковая общность. В основе метакультуры горных народов, народов Крайнего Севера - общность природных условий. Существенную роль в образовании метакультур играет религия. Например, буддийская, христианская, исламская метакультуры объединяют различные народы и государства.

Сущность метакультур можно объяснить определением современного американского исследователя С. Хантингтона: это культурная общность наивысшего ранга. На этом уровне, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Следующая ступень - то, что отличает род человеческий от других видов живых существ.

Интересны замечания о различии между культурами и между метакультурами, которые делает один из современных культурологов Д. Хорвиц: "В восточных районах Нигерии человек народности ибо может быть либо ибо-оуэрри, либо ибо-онича. По в Лагосе он будет нигерийцем. А в Ныо-Иорке - африканцем". А. Кармин продолжает: "К этому можно было бы добавить: в компании инопланетных существ он был бы уже просто человеком, т. е. после принадлежности к африканской метакультуре следует уже принадлежность к человечеству"*183.

*183: {См.: Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997.-С. 346, 349.}

В современном мире существуют не только различия между метакультурами, но и постоянные контакты между ними: торговые связи, межгосударственная дипломатия, военные кампании и т. д. Каждая метакультура, каждая глобальная цивилизация имеет те черты, которые обусловливают межцивилизационные контакты. Например:

- Европейская - открытость, быстрое усвоение достижений иных культур. Устойчивые экономические и культурные связи со многими государствами мира, что стало особенно доступным в связи с открытием Интернета.

- Тибетская - синтез из китайской и индийской культур. Но этот синтез оказался настолько устойчивым, что произошло застывание, дальнейшее развитие прекратилось.

- Японская - переход от замкнутости к открытости, что привело к усвоению опыта других цивилизаций: китайской, индийской, а затем западной, но без отказа от своих национальных традиций. Этот путь культурного развития обеспечил Японии успех во многих направлениях (наука, техника и т. д.).

В современном мире взаимоотношения между цивилизациями становятся более разнообразными и тесными. Создаются различные надгосударственные объединения, например, Европейское Экономическое Сообщество, международные банки и т. д.; все более "прозрачными" становятся границы между государствами. И облик мира начинают определять именно отношения между цивилизациями, их ценностями и идеалами, их культурами.

Но именно различия в культуре ведут к конфликтам между цивилизациями. Особенно остро эта проблема проявляется на границах западной и исламской цивилизаций. По мнению С. Хантингтона, существуют "линии разлома" - линии будущих и уже существующих столкновений цивилизаций (Северный Кавказ, Югославия, Ирак)*184.

*184: {Анализ теории С. Хантингтона см.: Гуревич П. С. Культурология. - М., 1996. - С. 98, 111; Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. - С. 352 - 356.}

В то же время существуют и противоположные тенденции - стремление к культурному, экономическому и политическому сотрудничеству, которое все более явно находит воплощение в жизни мирового сообщества.

Культура и контркультура
Культура и личность
Человек как продукт культуры
Человек как потребитель культуры
Человек как производитель культуры
Человек как транслятор культуры
Литература
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть I. ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru