Культурология - Берестовская Д.С. - ЕГИПЕТ

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 - начале 3 тыс. до н. э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология - все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и т. п. во многом определили суровую красоту египетского

искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

История культуры Египта делится на пять больших периодов:

1. Додинастический период (4 тыс. до н. э.);

2. Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н. э.);

3. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до и. э.);

4. Новое царство (XVI -XI вв. до н. э.)

5. Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)

332 г. - страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.

Додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.)

Следы древнейшей культуры на территории Египта относятся к периоду неолита. В течение 4-го тысячелетия до н. э. происходит распад родовых общин. Образуются отдельные области - номы, враждующие между собой. Впоследствии они объединяются в Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным верованиям, каждый ном имел своего покровителя - крокодила, ибиса, змею и т. п., что отражало тотемические представления. В погребениях обнаружены шиферные таблички для растирания красок и глиняные расписные гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами.

Памятники искусства 4-го тысячелетия до и. э. рассказывают об исторических событиях, о верованиях людей. Перемены были вызваны завоеванием Севера Южным Египтом и объединением страны под властью фараона. Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Образы животных олицетворяют силы обожествленного владыки (могучий лев, пожирающий врага; бык, бодающий поверженного человека, и т. п.); значительность фараона подчеркивалась размерами его изображения, намного превосходящими остальных людей (например, рельефная шиферная плита фараона Нармера (ок. 3000 г. до н. э.). Вырабатываются приемы расположения фигур на плоскости (широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с острыми чертами - в профиль). Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, отчего содержание воспринимается как рассказ со строгой последовательностью.

Эти особенности впоследствии складываются в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры.

Древнее царство (XXX - XXIII века ло н. э.)

Начиная с 3-го тысячелетия до н. э. (после объединения Египта), отмечается расцвет искусства Древнего Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца.

Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис - бог земли, в основе его почитания лежали представления о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Осирис, считали египтяне, научил людей всем искусствам и ремеслам. Брат его, бог Сет, был воплощением зла; он убил Осириса. Его воскресила жена, богиня Изида. Но Осирис не вернулся на землю, он стал царем страны умерших.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из трех элементов: из тела, из части "ка" и части "ба". "Ка" был двойником человека и его ангелом-хранителем. В то же время он был проводником умершего на том свете. Душой человека был "ба" - птица с человеческой головой.

Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, его снабжали пищей и предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.

Додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.)
Древнее царство (XXX - XXIII века ло н. э.)
Архитектура
Скульптура
Среднее царство (XXI—XVIІІ века до н. э.)
Архитектура и скульптура
Новое царство (XVI-XI века до н. э.)
Архитектура и изобразительное искусство
Вторая половина нового царства (XIV-XI вв. до н. э.)
Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru