С первых тысячелетий V в. до н. э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусств, достигших совершенства возвышенного реализма. Этот процесс связан с усилением Афин (победа в войнах с персами, политический, экономический и культурный расцвет). Аттика (область Греции с главным городом - Афинами) достигла своего расцвета и наивысшего могущества. 50-е - 30-е годы V века до н. э. получили название века Перикла - по имени правителя, которого греки считали воплощением государственной мудрости. При Перикле Афины стали центром греческого искусства. Особое развитие получило градостроительство, целью которого было укрепление и украшение Афин, а с ним и архитектура монументального характера.
Наиболее значительные архитектурные сооружения, скульптурные образы были воздвигнуты в период высокой классики (вторая половина V в. до н. э.). При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский Акрополь, комплекс построек, являющийся шедевром греческой и мировой архитектуры. Акрополь господствует над городом и его окрестностями. В его композицию входят сверкающие беломраморные здания:
Парфенон (храм богини Афины - покровительницы города), Эрехтейон (храм, посвященный Афине и Посейдону), храм богини победы Ники, Пропилеи (парадный вход на Акрополь). История сохранила имена создателей этого ансамбля: архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий.
В зданиях Акрополя были расположены библиотека, картинная галерея, хранилась городская казна. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время выражал идею общеэллинского единства.
Уже в период ранней классики получает развитие монументальная скульптура. Образ гражданина - атлета или воина - становится центральным в искусстве. Скульптура освобождается от архаической условности. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики, в то же время ваятель еще не стремился к раскрытию индивидуального характера. Такова прославленная статуя "Дискобол", принадлежащая Мирону (начало третьей четверти V в. до н. э.).
В период высокой классики творили величайшие скульпторы Древней Греции. Фидий - создатель бронзовой статуи Афины Промахос ("Воительницы", 9 м высотой), явившейся своеобразной вертикальной осью Акрополя, и двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос. Спокойная уверенность и строгая мудрость отличали облик богини. Выполненная из золота и слоновой кости, она гармонировала с красочной гаммой здания.
Под руководством и при участии Фидия создавалось скульптурное убранство Парфенона, наружной стороны храма. Фронтонные*211 скульптуры изображали эпизоды из жизни олимпийских богов. Мраморные горельефы*212 были посвящены мифологическим сюжетам. Двухсотметровый фриз также был покрыт лентой рельефов с изображением праздничного шествия в честь Афины.
*211: {Фронтон - архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом.}
*212: {Горельеф (фр. - высокий рельеф) - вид скульптурного изображения на плоскости, которое выступает над последней более чем на половину своего объема.}
Прославление человека, его силы и мужества - основная тема творчества современника Фидия Поликлета. В его героико-монументальных скульптурах проявилось стремление к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная среди них - "Дорифор" ("Копьеносец", середина V в. до н.э.).
Традиции великих мастеров высокой классики нашли развитие в творчестве замечательного скульптора эпохи поздней классики Праксителя. В своем творчестве Пракситель стремился к воплощению чистой гармонии, спокойной задумчивости своих моделей. Его полные грации и тонких чувств образы утратили героическое начало и монументальное величие, приобретя более утонченный и созерцательный характер (например, композиция "Гермес с Дионисом").
Пракситель создал новый идеал женской красоты в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до и. э.). Сняв одежду, богиня собирается войти в воду. Ее прекрасный скульптурный образ освобожден от торжественного величия, он отличается совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью.
Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (расцвет творчества - 40-е - 30-е годы IV в. до и. э., время правления Александра Македонского). Лисипп решал задачу индивидуализации человеческого образа, раскрытия его переживаний. Свое понимание человека он воплотил в скульптуре "Апоксиомен" - юноша, скребком счищающий с себя песок после состязаний.
Лисипп обратился к созданию портрета. Им изваяны скульптурные портреты Александра Македонского, в которых раскрывается сложный, противоречивый духовный мир героя.
Последователи Лисиппа шли по пути изображения действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивала интерес к обобщенному героическому образу.
Классический период греческого искусства явился исключительно плодотворным для развития литературы. Он получил название аттического, что было обусловлено преобладанием Афин в сфере литературы. Наивысшего развития в V веке до н. э. достигает драматургия, синтезируя черты эпоса и лирики более раннего периода.
В Древней Греции получили развитие три драматургических жанра: трагедия, драма сатиров и комедия. Все они восходят к обрядовым играм. В VII - VI веках до н. э. широко распространился культ Диониса - бога производительных сил природы, плодородия и вина. С ним связаны обряды карнавального типа, разыгрывание сцен умирания и воскресения божества (соответственно процессам созревания винограда, сбора его, выдавливания сока для приготовления вина и нового созревания). Эти обряды явились основой для возникновения всех жанров греческой драмы.
Трагедия*213, возникнув из религиозно-культовых обрядов, являлась сценическим разыгрыванием мифа, она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно в Афинах классического периода трагедии обрели серьезное содержание, превратились из развлечения в народную трибуну. Черпая сюжеты из разных мифов, трагические поэты вносили в свои произведения актуальную для своего времени проблематику. Обладая огромной силон воздействия на зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты, трагедия посредством катарсиса*214 разрешала их в высшей гармонии.
*213: {Трагедия (букв "козлиная песнь") - драматургический жанр, основанный на трагическом конфликте героических персонажей, трагическом его исходе. Исполненная патетики, трагедия изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречии, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной, насыщенной форме. См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 441.}
*214: {Катарсис (греч. - очищение) - особая, нередко высшая форма трагизма, когда воплощение трагического конфликта (и сопутствующее ему потрясение) не подавляет своей безысходностью, а производит (на читателя, зрителя) просветляющее, "разрешающее" действие. - См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 152.}
Великим мастером трагического жанра был Эсхил (525 - 456). Уже древние называли его "отцом" трагедии, хотя не он был первым ее автором. Творчество Эсхила совпадает со временем борьбы с тиранией, установлением демократических порядков в Афинах. Приверженец демократии, участник войны с персами, он и в трагедиях защищал демократические принципы и соответствующие им моральные нормы.
Из 90 созданных Эсхилом трагедий до нас полностью дошли 7. Особое место в его творчестве занимает трагедия "Персы", где Эсхил сосредоточивает внимание на несчастьях персидского народа, вызванных чрезмерным властолюбием Ксеркса, его деспотизмом. Автор уверен: и персы, н эллины могли бы жить в мире; развязанная Ксерксом война, его посягательства на свободу греков приводят к бедствиям обоих народов.
Одно из самых известных произведении Эсхила - трагедия "Прикованный Прометей", в основу которой положен миф о гитане Прометее, похитившем у Зевса огонь и отдавшем его людям.
В трагедии Эсхила герой, по приказанию Зевса прикованный к скале, произносит гневные обличительные монологи в адрес богов и особенно Зевса, который воспринимается как тиран. Так Эсхил предостерегает граждан от тирании, а сам Прометей олицетворяет пафос свободы и гуманизма. Устами Прометея Эсхил повествует о прогрессе человеческого общества, о создании материальной культуры, духовном пробуждении.
Самое позднее сочинение Эсхила - трилогия "Орестея", сюжет которой основан на мифе о судьбе рода аргосского царя Агамемнона.
Великим современником Эсхила был трагический поэт Софокл (496 - 406), творчество которого развернулось в эпоху расцвета афинской демократии.
Из всего наследия Софокла до нас дошли 7 произведений, среди них особенно значительными являются трагедии так называемого фиванского цикла: "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона". В их основе - миф о "наследственном проклятии", лежащем на фиванских царях, и о последствиях этого проклятия, приведшего к тому, что царь Эдип, не знавший своих настоящих родителей, убил своего отца и женился на матери.
Содержание трагедии "Царь Эдип" (428-425 гг. до н. э.), построенной на ситуациях "трагической ошибки", "трагической вины" (Гегель)*215, раскрывает мысль об ответственности человека, его нравственной требовательности к себе. Невольно совершив "двойное" преступление, Эдип постепенно распутывает сложный узел своей судьбы и, узнав истину, наказывает себя: он выкалывает себе глаза, чтобы в страданиях провести остаток жизни.
*215: {См.: Гегель, Эстетика. В 4 т. - М.,1968. -Т. 3. - С. 578.}
Демонстрируя ограниченность возможностей человека перед лицом божественной воли, Софокл, как и Эсхил, считает, что разумный человек путем страдания придет к мудрости примирения. В итоге наступает катарсис - очищение через страдание.
Герои Софокла выполняют свой долг, твердо следуя своим нравственным принципам, даже вопреки грозным внешним обстоятельствам. Именно так ведет себя Антигона (трагедия "Антигона", 442 г. до н. э.), совершая погребальный обряд над телом брата, что было запрещено царем Креонтом. Она обречена на смерть, но нравственная победа на ее стороне.
Развитие художественной культуры Афин в последней четверти V в. до н. э. связано с именем третьего великого драматурга Греции Еврипида (480-406). Известны 92 названия драм Еврипида, но до нас целиком дошли 18 (17 трагедий и 1 драма сатиров). Героям Еврипида присуща внутренняя раздвоенность. Их гибель - результат внутреннего противоречия, борьбы чувства и разума. Таковы Медея, Федра, Гекуба, Электра - героини трагедий Еврипида.
Ломая традиционные рамки трагедии, изменяя сюжеты мифов, Еврипид опускает мифических героев до уровня земных людей, лишает их величия.
Одна из самых значительных трагедий Еврипида - "Медея". По мифу, Медея - злая чародейка, у Еврипида - это страстно любящая, но обманутая и преданная мужем женщина. Ясон оказывается не героем, а мелким, расчетливым эгоистом: из корыстных целей он, отец двух детей, решает жениться на дочери царя Креонта. Не желая быть его рабой, Медея мстит за поруганную любовь. Изменяя содержание мифа, автор вводит мотив убийства Медеей своих детей. Видя страдания матери, боги забирают ее к себе.
Еврипид прокладывал путь к развитию бытовой драмы (расцвет - в III в. до н. э.), которую принято называть новой аттической комедией.
Крупнейшим представителем жанра комедии был Аристофан (около 445 - 385 гг.). Современник Пелопонесской войны, он ставил в своих произведениях проблемы войны и мира: "Ахарняне" (425г.), "Лисистрата" (411 г.), "Мир" (421 г.). Проблемы науки, культуры поднимает автор в комедиях "Птицы" (414 г.), "Облака" (423 г.) и "Лягушки" (405 г.).
Так в классический период Древней Греции закладывались основы развития европейского драматического искусства. Следует отметить и художественную прозу V-IV веков до и. э., которую принято делить на три жанра: историографию (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен), философскую прозу (Платон, Аристотель).
Именно Аристотель, обобщивший все достижения греческой мысли до середины IV века до н. э., замыкает классический период греческого искусства и открывает путь в новый период, называемый эллинизмом.
ДРЕВНИЙ РИМ
Римская республика
Римская империя
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Изобразительное искусство, архитектура средних веков
ВИЗАНТИЯ
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Романское искусство
Готическое искусство