С конца I века до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура. За более чем тысячелетнюю историю она прошла большой и сложный путь развития. Трудно назвать область культуры, в которой римляне не оказали бы влияния на последующие поколения. В медицине, географии, астрономии, архитектуре нашли применение открытия, сделанные римскими учеными. Дальнейшее развитие получили достижения в сельском хозяйстве. Само слово "культура" первоначально означало "возделывание почвы", "уход за землей". Основы военного искусства, разработанные римлянами в многочисленных войнах, не утратили своего значения для современности. Юристы всего мира изучают римское право. Система правовых отношений, зафиксированная в нем, точные юридические понятия до сих пор служат образцом для законодателей. Произведения римских писателей стали классическими, и само римское слово "классика" стало обозначать "первоклассные, образцовые" применительно к произведениям Вергилия, Горация, Овидия и других античных авторов.
Своеобразие римской культуры сказалось в трезвости мышления, миропонимания, рационалистическом восприятии действительности, в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства.
Хронологически рамки развития культуры Древнего Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения в конце VI века до н. э. до конца V века п. э. Начальный этап относится к периоду республики (конец V - конец I вв. до н. э.), расцвет - к периоду образования мировой рабовладельческой державы (конец I в. до н. э. - V в. н. э.).
Римская культура сложилась на основе сложного взаимодействия культур местных италийских племен и других народов, в основном, этрусков, имевших, вероятно, малоазийское происхождение.
Большой вклад в формирование культуры Рима внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, в городах которых активно функционировала научная жизнь, развивалась античная художественная культура. Значительным было также влияние культуры пародов, постепенно вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов.
Культура Древнего Рима решала задачи, поставленные последним этапом развития античного общества.
Римская республика
Римская культура периода республики (конец VI - конец I вв. до н. э.) отразила социальные процессы этого времени, связанные с усилением политической активности различных слоев населения этого огромного государства (углубление классовых противоречий, гражданские войны, многочисленные восстания рабов, в том числе, грандиозное восстание Спартака - I в. до н. э. и т. д.).
Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений - древних оборонительных стен Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуков*216. Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции.
*216: {Акведук - сооружение для пропуска водотока над пониженным участком местности.}
В связи с тем, что Рим стал могущественным государством, в состав которого входил весь тогдашний культурный мир Европы и Ближнего Востока, в связи с притоком богатств из завоеванных стран в общество проникли стремления к роскоши, утонченности. В Рим ввозятся знаменитые греческие статуи и картины. Римские храмы превращаются в своего рода музеи искусств. В архитектуре сказывается значительное влияние греческого стиля (обращение к ордерной системе). В эпоху республики храм - основной тип общественного здания (храм Сибиллы в Тиволи, I в. до н. э., храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н. э.).
Своеобразие римской архитектуры проявляется в создании нового типа частного дома богатых землевладельцев; в разработке системы высокохудожественных стенных росписей. Особый интерес представляют Помпейские росписи, которые знакомят с основными чертами античной фрески. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
Уже в I веке до п. э. как самостоятельный жанр проявляет себя скульптурный портрет, в котором воплощаются самобытный реализм, острая наблюдательность художников, ясность и сжатость формы. Один из немногих сохранившихся памятников этого периода - так называемый "Брут" (конец III - начало II в. до н. э.). С большой выразительностью запечатлен образ республиканского деятеля с худощавым асимметричным лицом, значительным силой своего интеллекта и воли, пристальным взглядом суровых глаз из-под нависающих бровей. Скульптурные портреты предельно лаконично выражают идею самоутверждения личности. Знаменитая статуя "Оратор" (так называемый Авл Метелл - начало I в. до п. э.) являет начало развития портрета, поражающего беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению порой некрасивых, но ярко индивидуальных лиц.
Литература эпохи республики отразила взаимовлияние римской и греческой культур, что проявилось в существовании двух направлений - сторонников и противников эллинизма. В этот период получает развитие поэзия, в основном созданная по греческим образцам: например, Ливий Андроник - автор комедий, переводчик Гомера; Квинт Энний - создатель трагедий и комедий, исторического эпоса "Анналы", претендующего на гомеровский стиль.
Крупнейшим мастером римской комедии, так называемой "паллиаты"*217, являлся Тит Макций Плавт (250 - 184). Наиболее значительные его комедии: "Хвастливый воин", "Горшечная комедия" (или "Горшок"), "Два Менехма", "Пленники", "Амфитрион" и другие. В основном это переработка греческой комедии для народного театра.
*217: {Паллиата (лат. "паллиум" - греческий плащ) - комедия с греческим сюжетом, ее герои иосят греческую одежду и имеют греческие имена. См.: Анпеткова-Шарова Г. Г., Чекалова Е. И. Античная литература. - Л., 1980. - С. 160.}
В этот же период, немного позднее, начинает развиваться римская проза. Подлинным основателем латинской прозы является Марк Порций Катон (234-149), получивший прозвище Старший. Катон прославился и как полководец, и как политический деятель. Он оставил обширное литературное наследие, но до нас дошло одно произведение - "О земледелии". Уже в старости он написал труд "Начала", который открывает римскую историографию на латинском языке.
Середина II века до н. э. - 40-е годы I века до н. э. - период гражданских войн и гибели республики. Большое значение приобретает творчество выдающегося оратора, известного политического деятеля Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106-43) оставил громадное литературное наследие, представленное речами, трактатами, письмами. Его творчество связано с политическими событиями римской республики. Так, в период своего консульства (63 г. до н. э.) Цицерон разоблачил заговор Катилины; этому событию посвящены его речи "против Катилины", построенные по всем правилам ораторского искусства. Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония, пытавшегося после убийства Цезаря (44 г. до н. э.) занять его пост. Эти речи получили название "Филиппики" (напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа). Цицерон призывал отстоять свободу республики против тирана.
И судебные, и политические речи Цицерона провозглашали высокие моральные принципы, осуждали корыстолюбие, невежество, жестокость ("Оратор", "О пределах добра и зла", "О дружбе", "Об обязанностях" и другие). Прекрасный стилист, Цицерон по праву считается создателем римской классической прозы.
Гай Юлий Цезарь (100-44) - выдающийся политический деятель, полководец, оратор и писатель. Занимал видное место в литературной жизни своей эпохи. Сохранились два его произведения: "Записки о галльской войне", "Записки о гражданской войне". Они носят характер мемуаров, имеют большую ценность и с исторической, и с литературной точки зрения.
Особое место в литературе Древнего Рима занимает Тит Лукреций Кар (около 98-55) - поэт и философ, последователь древнегреческого философа Эпикура, воспринявший его теорию, основанную на материалистическом атомизме. Для философского трактата Лукреций выбрал форму дидактической поэмы "О природе вещей". Это подлинно художественное произведение, исполненное высокого пафоса.
Поэт считает, что человек должен освободиться от разных суеверий и страхов, проникнув разумом в тайны природы, законы се развития. Лукреций воссоздает в своей поэме величественную панораму природы, изучение которой должно "изгнать этот страх из души и потемки рассеять".
Развивается в этот период и лирическая поэзия. Увлечение позднегреческой литературой отражается в творчестве поэтов, названных Цицероном "неотериками", т. е. новаторами. У них наблюдается отход от общественной тематики, углубление интереса к индивидуальному миру человека. Наиболее значительным среди них был Гай Валерий Катулл (около 87-54). Его послание "К Аллию" называют предвестником римской любовной элегии. Основное место в творчестве Катулла занимает цикл его любовных стихотворений, посвященных Лесбии и отличающихся непосредственностью эмоций, искренностью и глубиной передачи чувств.
И ненавижу ее и люблю. "Почему же?" - ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.
Характерна для поэзии Катулла тема дружбы. Друзьям своим он желает благополучия и успехов в любви. Катулл - основатель римской лирики. Он оказал влияние на развитие латинской поэзии сочетанием искренности чувств и совершенства поэтической техники, простоты и изящества.
Римская империя
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Изобразительное искусство, архитектура средних веков
ВИЗАНТИЯ
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Романское искусство
Готическое искусство
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ