Этот период в развитии Украины явился переходным от древней художественной культуры к новой.
Во второй половине XVIII века (время правления Екатерины II) Левобережная Украина с Киевом и прилегающими к нему землями была полностью лишена автономии и окончательно закрепощена. В 1764 году было ликвидировано гетманство и возобновлена Малороссийская коллегия. В 1775 году Екатерина II приказала ликвидировать Запорожскую Сечь, жестоко расправившись с непокорными казаками. В 1783 году на Левобережной Украине, а в 1796 году на Екатеринославщине было официально провозглашено крепостничество.
К концу XVIII века в результате нескольких военных кампаний в состав России вошли почти все украинские земли, за исключением Северной Буковины, Галиции и Закарпатья, захваченных Австрией. Несмотря на социально-национальное угнетение со стороны русского царизма, объединение подавляющего большинства украинских земель имело и положительное значение, т. к. это дало возможность консолидации творческих сил. Взаимодействие с прогрессивной русской культурой (Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин, Новиков, Державин, Радищев, Карамзин) обогащало культуру Украины. В то же время национальное угнетение приводило к тому, что талантливые писатели, художники, композиторы переходили в лоно русской культуры. Это были писатели Богданович, Капнист, Козельский, Рубан и другие, художники Лосенко, Левицкий, Боровиковский, композиторы Березовский, Бортнянский, внесшие значительный вклад в развитие искусства России.
ЛИТЕРАТУРА
Вторая половина XVIII века - это период перерастания древ- неукраинской литературы в новую, окончательно победившую в конце XVIII века.
В этот период появляются историко-художественные произведения, в которых проявляется стремление осмыслить историю Украины, ее взаимоотношения с Россией. В 1762 году переводчик генеральной войсковой канцелярии С. Дивович создает стихотворный "Разговор Великороссии с Малороссией". В нем ярко отражено героическое прошлое Украины, доблесть казаков, которые "за отечество, веру и верность все бились".
Эти же мысли выражены и в прозаической "Истории русов, или Малой России". В ней изложена история Украины от древнейших времен до 1768 года на основе казацких летописей и других материалов. В "Истории" воплощены патриотические настроения и идеи автономизма. В конце XVIII века появляется ряд систематических обзоров Украины: "Краткая летопись Малой России с 1506 по 1770 год" В. Рубана, "Хроника Украины" и другие.
Украинская поэзия второй половины XVIII века переходит на силлабо-тоническую систему стихосложения, плодотворность которой для славянского стихотворства была обоснована М. В. Ломоносовым. Первым произведением подобного рода была "Ода на первый день мая 1761 года" Игнатия Максимовича. Курс поэтики на основе силлабо-тонической системы стал читаться в Киевской академии. Новый характер украинского стихотворства нашел свое воплощение в светской лирике, возникновение которой, в противовес духовной, относится к середине XVIII века ("Песнь о свете" Александра Падальского, "Песнь светова" Якова Семержинского и другие).
Развивается в этот период и бурлескно-юмористическая и сатирическая литература. Склонность к юмору, шутке (бурлеску) является одним из характерных свойств украинского народа. Разнообразными видами сатиры и юмора богато устно-поэтическое творчество народа Украины. В литературе сатира и юмор оформились как самостоятельные жанры только во второй половине XVIII века. В бурлескных произведениях часто использовался прием травестии — переодевания, что было новым элементом в литературе того времени. Именно "травестии" наряду с шуточными рождественскими и пасхальными виршами послужили одним из образцов для "Энеиды" Котляревского. В бурлескных произведениях широко использовался народный юмор и живой разговорный язык.
Бурлескно-юмористические и сатирические произведения украинской литературы второй половины XVIII века в подавляющем большинстве анонимны. Однако известны и некоторые имена авторов сатирических произведений. Таков Иван Некрашевич, священник с Киевщины. Среди его произведений выделяется юмористически-сатирическая бытовая сцена-диалог "Исповедь" и сатира "Замысл на попа". В языке сатиры — сочетание старославянизмов и разговорной речи, книжной и устно-поэтической традиции. Здесь уже па смену прежней силлабической*244 системе приходит силлабо-тоническая*245.
*244: {Силлабическое стихосложение — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Основные размеры: 13-, 11-, 8-сложиый стих. После реформы Ломоносова — Треднаковского быстро вышла из употребления.}
*245: {Гравюра — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называются гравюрой.}
Особое место в украинской литературе второй половины XVIII века занимает Григорий Сковорода (1722-1794).
Сын малоземельного казака с Полтавщины, он получил высшее образование в Киево-Могилянской академии, прекрасно владел многими языками. Свои знания расширил во время путешествия по странам Европы. Педагог по призванию, Г. Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме, но нетрадиционный подход к преподаванию вызвал недовольство начальства. Г. Сковорода вынужден был оставить коллегиум, та же судьба постигла его и в Харьковском коллегиуме, в итоге в 1769 году он отказался от всяческой официальной службы и стал вести жизнь странствующего философа-просветителя.
Обдумывая во время странствий сюжеты и идеи своих произведений, Г. Сковорода излагал их и устно, и на письме в научных трактатах, притчах, стихотворениях и баснях, в письмах и поучениях, отразивших его широкие знания и гуманистические убеждения ("Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни", "Разговор дружеский о душевном мире" и другие).
За период 1769-74 годов Г. Сковорода написал 30 басен, составивших сборник "Басни харьковские". Басни он писал прозой, впервые в украинской литературе сделав басню самостоятельным жанром. В своих баснях мыслитель раскрывал те же идеи, что и в философских трактатах: о глубокой духовной жизни человека, о счастье "сродного труда"; в его баснях высмеиваются пустота и глупость, стремление к чинам и привилегиям, утверждается, что о людях судят "не по убору и словам, но по делам" (басни "Ворона и Чиж", "Старуха и Горшечник", "Алмаз и Смарагд", "Оленица и Кабан" и другие).
Григорий Сковорода был значительным поэтом. Большинство его стихотворений написано между 1857-1882 годами, они вошли в рукописный сборник "Сад божественных песен, прозябший из зерн священного писания". Позднее, когда он обрел внутреннее удовлетворение среди природы и простых людей, то стал воспевать жизнь на лоне природы, естественность человеческого бытия, противопоставляя их суетному существованию горожан, погоне за богатством и чинами ("Ах поля, поля зелени", "О селянський милий, любий мій покою", "Не пойду в город богатый" и другие).
Творчество Г. Сковороды оказало влияние на Котляревского, Гулака-Артемовского, Квитку-Основьяненко, Гребенку, Шевченко; его воздействие испытывали и русские писатели (Капнист, Нарежный, Лесков и другие); его жизнь и творчество стали объектом изучения зарубежных исследователей.
МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
ЛИТЕРАТУРА
ТЕАТР И МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО