Во второй половине XVIII века продолжается процесс сближения народной и профессиональной музыки. Как и прежде, бытовали традиционные песенные жанры: эпические думы, исторические и семейно-бытовые песни (шуточные, лирические, юмористические, сатирические). В них проявлялся яркий колорит украинской музыкальной культуры. Украинские песни звучали в исполнении крепостных хоров и оркестров, среди которых славились народные музыканты в Глухове, Батурине (К. Г. Разумовский), в селе Вишенки на Черниговщине (П. Румянцев).
Среди городского население был распространен кант — трехголосная ансамблевая или хоровая песня без музыкального сопровождения. Одним из создателей кантов был Г. С. Сковорода ("Ох, счастье, счастье" и другие), занявший видное место в украинской музыкальной культуре.
Большой популярностью пользовались сольная песня под аккомпанемент музыкальных инструментов - песня-романс. Так, 13 украинских песен были помещены в сборнике В. Ф. Трутовского "Собрание народных русских песен с их голосами", изданном в Харькове. Впервые в этот период стали выпускаться печатные ноты - ирмологионы, которые публиковала типография Львовского Ставропигиального братства.
Важная роль в развитии профессионального музыкального искусства этого времени принадлежала партесному концерту (например, двенадцатиголосный концерт "Торжествуй, Российская земля" по поводу Полтавской победы).
В середине и второй половине XVIII века создаются музыкальные школы: в 1738 году - в Глухове, затем - в Переяславле, Киеве, Запорожье. В Харьковском коллегиуме с 1773 года существовали вокальный и инструментальный классы, где прошли подготовку будущие выдающиеся композиторы: М. С. Березовский, А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, деятельность которых оказала благотворное влияние на формирование украинской музыкальной культуры.
АРХИТЕКТУРА
Во второй половине XVIII века в соответствии с потребностями общества расширилась и усложнилась деятельность в области градостроительства, фортификации, гражданской и монументальной архитектуры. Укрепились творческие связи украинских архитекторов с мастерами России и других государств. Выходец с Украины И. П. Зарудный возглавлял в 1707-1727 годах созданную Петром I "Канцелярию изуграфств строения", возводил дворцы, храмы, триумфальные арки, привносил в них черты украинского барокко. В свою очередь, на Украине строили Ф. Васильев, В. В. Растрелли, Дж. Кваренги, Ж. Б. Деламот и другие. К середине XVIII века на Украине архитектура барокко достигла расцвета, к концу XVIII века уступив место классицизму.
Особое значение в XVIII веке имело фортификационное строительство. Во время Северной войны осуществилась реконструкция старинных укреплений Киева, Чернигова, Переяславля и других городов, была заложена в 1706 году регулярная многобастионная Печерская крепость в Киеве. К периоду русско-турецкой войны 1735-1739 гг. было завершено строительство 285-верстной Украинской линии, включавшей 16 регулярных крепостей, дерево- земляные замки, бастионные укрепления и т. д.
Оригинальным планировочным решением отличалась застройка Новой Сечи, расположенной на обширном полуострове, в окружении днепровских плавней и речек-проток Подпольной и Сысиной.
В конце XVIII века формируются новые градостроительные принципы, обусловленные архитектурой классицизма. Они воплотились в строительстве монументальных южных городов, таких, как Екатеринослав (основан в 1777 году), Херсон (1778 г.), Мариуполь (1780 г.), Севастополь (1783 г.), Николаев (1789), Одесса (1794 г.), Симферополь( 17"Si).
В развитии гражданской и монументальной архитектуры Украины XVIII века видную роль играла киевская архитектурная школа. Был известен киевский мастер С. Д. Ковнир (1695—1786). Его творчеству присущи такие особенности, как сочетание традиций народного и профессионального строительного искусства, живописный и пластичный архитектурный декор. Он был причастен к строительству и реконструкции сооружений Киево-Печерской лавры, среди которых - Ковнирский корпус (1721 — 1772) и другие. Воспитанник Киевской академии И. Г. Григорович-Барский (1713—1785) развил лучшие черты украинского зодчества эпохи барокко. По его проектам воздвигались церкви (Покровская церковь — 1766 г., храм Николы Набережного — 1775 г. и другие), гражданские здания, жилые дома в Киеве.
Творческое переосмысление архитектуры европейского барокко проявилось в созданиях архитекторов, работавших на западно-украинских землях. Это Павел Гижицкий, Бернар Меретин, Франтишек Кульчицкий, Петр и Матвей Полеевские. Западноукраинские зодчие стремились к использованию местных традиций, к воплощению монументальности и художественного совершенства.
В конце XVIII века в архитектуре Украины проявляются черты классицизма. Они находят выражение в композиционной четкости, рациональности, простоте. Это такие сооружения, как магистраты в Чернигове, Нежине, Кременчуге, Николаеве, арсеналы в Киеве, Херсоне и другие.
Монументальная архитектура Украины XVIII века нашла яркое воплощение в выдающихся культовых сооружениях-ансамблях. Многие каменные храмы возводились в формах, родственных народному деревянному зодчеству, сложившихся в предыдущие эпохи. Так, к замечательным сооружениям архитектуры украинского барокко принадлежала некогда девятиглавая Преображенская церковь в Великих Сорочинцах (1734 год). Изысканные украшения ее фасадов напоминают мотивы народной резьбы и вышивок Полтавщины.
Храмы середины XVIII века, создатели которых испытали влияние новой отечественной и европейской архитектуры, отличались новыми чертами. Для декора этих храмов свойственно обилие лепных украшений, использование для них цвета снаружи и в интерьере. Эти особенности нашли воплощение в таких храмах, как Андреевская церковь в Киеве (1747-1763), архитекторы В. В. Растрелли и И. Ф. Мичурин; собор Рождества в Козельце (1762— 1763), архитекторы А. В. Квасов и И. Г. Григорович-Барский; церкви Антония и Феодосия в Василькове (1756-1758), зодчий С. Д. Ковнир.
В архитектуре культовых зданий последней трети XVIII века формы барокко постепенно исчезают. Приходят сооружения стиля раннего классицизма: более строгие и лаконичные объемы, многоколонные портики (Преображенский собор в Новгороде-Северском, 1796 год, архитектор Д. Кваренги).
В этот период отмечаются значительные достижения в народной монументальной архитектуре. Это трех- или пятисрубные многоглавые высотные храмы: церкви в Пакуле (1710 г.), Синяве (1730 г.), Ромнах (1764 г.) и другие. Уникальным сооружением явился Троицкий собор в Новомосковске (1775 - 1778 гг.), архитектор Я. Погребняк. Это девятисрубный девятиглавый храм - одно из самых обширных и высоких деревянных зданий на Украине тех времен.
Народная архитектура развивается и в Закарпатье, отличаясь оригинальностью и разнообразием (церкви в Сокирнице, 1709, Данилове, 1779 и другие).
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
ЛИТЕРАТУРА
ТЕАТР И МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР