Новгород своим могуществом выделялся из городов северо-запада. "Господин великий Новгород" - называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом и Востоком. Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным государственным органом. Это была боярская республика, но и голос народа на вече был слышен.
С древности новгородцы славились как строители деревянных храмов, крепостей, дворцов. В 1045-1050 годах они воздвигли первый каменный собор - Софийский в центре Детинца (новгородского кремля), на берегу Волхова. Его основатель - князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Это пятинефный храм с пятью апсидами на востоке. Он проще и суровее киевской Софии, имеет пять глав (вместо тринадцати). От росписей в храме сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены. Рядом с ее головой - надпись "Олена", что говорит о новгородском происхождении автора фрески.
В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику, князей изгоняют из Детинца. Они обосновываются на Городище, где строят монастыри-крепости с храмами, утверждая свой авторитет.
Самый крупный памятник этого времени - Георгиевский собор Юрьева монастыря. В нем сочетались монументальность, эпическая мощь и простота. Непроницаемые стены расчленены мощными лопатками. Собор имеет три асимметрично расположенных купола, к которым как бы устремлено все внутреннее пространство храма.
В живописи начала XII века существовали два направления: грекофильское, находящееся под влиянием Византии (роспись Николо-Дворищенского собора и другие), и направление, испытавшее влияние Западной Европы (фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря).
Особое значение имели фрески церкви Спаса на Нередице, когда-то единым ковром покрывавшие стены, своды, купол храма. Они свидетельствуют о том, что в Новгороде сложилась своя школа фрескистов. В куполе - сцена Вознесения Христа, в апсиде - Богоматерь Оранта с изображением на груди Христа в круге, а под нею - два ряда святителей. На западной стене изображен Страшный суд, на стенах - евангельский рассказ о страстях Христа. Искусство это суровое и даже грозное. В образах святых дышит подлинно народная, волевая и мужественная сила.
Высокого уровня достигла иконопись. В иконе "Ангел Златые власы" (конец XII в.) еще чувствуется влияние Византии, но "печаль в глазах, такая лучистая и глубокая" (Л. Любимов), отражает уже состояние русской души. Выразительно лицо Христа в иконе "Спас нерукотворный". Икона "Успение" (первая половина XIII в.) поражает жизненной правдой в изображении горя святых, оплакивающих Марию.
К новгородской школе относится икона "Христос на троне" (XIII в.), отличающаяся ярким, народным характером живописи, орнаментальностью. В местной, новгородской манере написана и икона "Николай Чудотворец" (1294 г.), первое произведение станковой живописи, имеющее подпись художника - Алексей Петров. Лицо у святого округлое, русское, вид добродушный, ласковый.
Свидетельством высокого уровня культуры Новгорода являются берестяные грамоты, сохранившие черты разговорной речи новгородцев, их быта, образа жизни.
Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков, где тоже управляло вече и жизнь отличалась большим демократизмом. Псков - передний край обороны от ливонских рыцарей, от Литвы. Здесь воздвигаются мощные укрепления. Соборы напоминают крепости. Архитектурные сооружения этого периода: Псковско-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. В искусстве Пскова сказалось народное начало. В иконописи преобладает не киноварь, как в новгородских иконах, а зеленый цвет: "Собор Богошествие во ад" и другие.
Новые черты появляются в зодчестве. Воздвигаются церкви Федора Стратилата (1360-е годы) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год), для них характерно восьмискатное покрытие и одна апсида на востоке. Это одноглавые высокие храмы с нарядным декором. В XV веке особенно выдающиеся сооружения - каменные стены и башни новгородского кремля, епископский дворец, а также здание, получившее затем название Грановитой палаты.
Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, подчас образующие молниеподобные зигзаги, виртуозно брошенные белильные "движки" - "нервная, предельно динамичная живопись, передающая (...) людские страсти, сомнения, раздумья, порывы" (Л. Любимов).
Новгородские иконы XV века - это блестящая страница в истории мировой живописи. Они отмечены яркой самобытностью. Это, в основном, изображение популярных в Новгороде святых - пророка Ильи, Параскевы с Анастасией, покровительниц торговли, святого Георгия, поражающего дракона. Св. Георгий раскрывается как борец за победу света над мраком.
Интересна икона "Битва суздальцев с новгородцами", самое раннее в русском искусстве живописное произведение на историческую тему. Композиция трехъярусная, где последовательно разворачивается рассказ о перенесении иконы из церкви Спаса на Ильине в Детинец, о коварстве суздальцев и победе новгородцев. Красота иконы - в графической четкости, в ритме изображенного, в предельной выразительности ее колорита.
Одна из знаменитых новгородских икон XV века - "Деисус и молящиеся новгородцы", выполненная по заказу бояр Кузьминых, они и представлены в нижнем ярусе иконы. Эпизоды евангельского сказания изображены в иконе "Рождество Христово" (в центре яркой киноварью написаны Богоматерь с младенцем). Необычна икона "Флор и Лавр", восходящая к славянскому языческому искусству. Драматичен сюжет иконы "Положение во гроб", отличающейся эмоциональным, экспрессивным характером. Припавшая к телу Христа Богоматерь являет образ безутешного страдания. Это традиционный русский плач над усопшим, это материнское горе, так знакомое русским женщинам.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века
Литература
Передмова
Частина І ТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ КУЛЬТУРОЛОГІЇ
Розділ 1 БАЗОВІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНУ КУЛЬТУРИ
1.1. Культура і цивілізація
1.2. Морфологія і динаміка культури