До настоящего момента мы рассматривали влияние цены и неценовых факторов на спрос и предложение экономических благ, не принимая во внимание того, что отдельные блага или их группы неодинаково чувствительны к изменениям в ценах и неценовых факторах.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменения, произошедшие в другой экономической переменной, называют эластичностью.
Количественно эластичность измеряется показателем, который называется коэффициентом эластичности (E).
Коэффициент эластичности — это мера реагирования одной переменной на сдвиги, произошедшие в другой переменной, выраженная в виде процентных изменений. Иными словами, коэффициент эластичности — это отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность. Рассмотрим каждую из них.
На рис. 8.5 показаны виды спроса в зависимости от степени ценовой эластичности.
Ценовая эластичность влияет на величину дохода (выручки от реализации) производителя, которая определяется как произведение цены единицы блага на объем реализованного блага (товара).
Для эластичного спроса уменьшение цены на 1 % обусловит более значительное увеличение размера спроса (продажи), поэтому доходы от реализации возрастут.
Для неэластичного спроса снижение цены на 1 % обусловит прирост спроса меньше чем на 1 %, потому общий доход от продажи сократится.
Для единичного эластичного спроса сдвиг цены обусловит точно такое же изменение величины спроса, потому общий доход от реализации останется стабильным.
Закон спроса не распространяется на экономические блага с абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным спросом. Эти крайние ситуации имеют не столько практическое, сколько теоретическое значение, хотя иногда абсолютно неэластичный спрос встречается. В качестве примера абсолютно неэластичного спроса могут служить инсулин для инсу линозависимых больных диабетом или антиастматические препараты для астматиков. То есть речь идет о благах, исключительно важных для обеспечения жизнедеятельности, цена на которые не ограничивает спрос. Его может ограничивать только уровень дохода потребителя.
Значительно сложнее привести пример абсолютно эластичного спроса. Экономическая теория описывает и ситуацию, когда уменьшение цены приведет к сокращению спроса на экономическое благо, а увеличение цены — к возрастанию спроса. Данная ситуация называется эффектом Гиффена, а товары, спрос на которые таким образом реагирует на сдвиг цены, — товарами Гиффена. (Английский экономист Р. Гиффен впервые исследовал этот эффект.) Кривая спроса для товаров Гиффена имеет не отрицательный (нисходящий), а положительный (восходящий) наклон.
Для описания влияния факторов на эластичность спроса по цене необходимо рассмотреть структуру товаров по их чувствительности к изменениям цены. Для этого из общей массы товаров необходимо выделить взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы).
Взаимозаменяемые товары — это товары, способные удовлетворять одну и ту же потребность независимо друг от друга. Например, потребность в жирах можно удовлетворить растительным маслом, свиным или говяжьим салом либо же маргарином.
Взаимодополняемые товары — это товары, потребление одного из которых обязательно требует потребления других. Например, использование полезных свойств автомобиля невозможно без применения масел, бензина, тормозной жидкости и т. п.
Товары-субституты и товары-комплементы по-разному реагируют на изменение цен своего парного товара.
Для товаров-субститутов увеличение цены одного товара обусловливает возрастание объема спроса на другой (парный) товар. Увеличение цены на растительное масло обусловит возрастание потребления маргарина (при прочих равных условиях).
Для товаров-комплементов увеличение цены одного товара сопровождается уменьшением объема спроса на другой парный товар. Увеличение цены на бензин вынуждает собственника автомобиля меньше его использовать, что сократит спрос и на бензин, масла и другие сопутствующие товары.
Перекрестная эластичность спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность предложения
8.4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции
Экономический закон конкуренции
9.2. Виды экономической конкуренции