Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Выходя на рынок, продавцы и покупатели планируют свою деятельность, опираясь на собственный опыт и информацию, предоставляемую им рынком прежде всего через цены. Такое планирование каждый субъект осуществляет обособленно. Иногда рынок показывает, что потребители ошиблись в своих потребительских ожиданиях в связи с тем, что предприниматели предложили меньший объем товаров, нежели потребители готовы были купить по предложенной цене. Возможна и другая ситуация, когда предприниматели предлагают больший объем товаров, нежели потребители готовы купить по установленной ими цене.

Ситуация на рынке, когда предприниматели предлагают по определенной цене столько товаров, сколько потребители готовы купить, называется рыночным равновесием.

Другими словами, рыночное равновесие имеет место тогда, когда спрос и предложение при определенной цене уравновешиваются (рис. 8.6).

На графике равновесие обозначено точкой N, в которой пересекаются кривые спроса (D) и предложения (S).

Этой точке равновесия соответствует равновесная цена Рn и равновесный объем спроса и предложения Qn

Равновесная цена Рn — это цена, по которой, благодаря действию конкурентных сил, продавцы предлагают столько товаров, сколько покупатели готовы купить. Если цена подРыночное равновесие спроса и предложения

Для возобновления равновесия на рынке в первом случае цена должна уменьшиться, а во втором — возрасти и вернуться к равновесному уровню цены Рn

Цена равновесия — не просто цена, уравновешивающая покупки и продажи. Это равенство имеет место всегда, ведь нельзя купить больше, чем могут продать, и наоборот, продать больше, чем могут купить.

Цена равновесия означает, что покупатели сориентированы осуществлять закупки товаров в тех объемах, в каких производители соглашаются продолжать поставлять их на рынок.

Различают частичное равновесие на отдельном рынке и общее рыночное равновесие.

Как уже отмечалось, цены на товары находятся в постоянном движении: сдвиг цены на один товар влияет на объем спроса на другой, а это, в свою очередь, воздействует на равновесную цену. Если вся система цен окажется в состоянии равновесия, наступит общее равновесие рынка.

Условия равновесия не стимулируют у экономических субъектов изменения своего рыночного поведения. Для возникновения мотивов такого изменения необходима модификация внешних условий: технологии, ожиданий, уровней цен и т. п.

Таким образом, состояние и частичного, и полного равновесия являются Теоретическими абстракциями. В реальной жизни такая экономическая ситуация возникает лишь иногда, и равновесие очень быстро нарушается. Однако осмысление механизма возникновения и нарушения равновесия имеет чрезвычайно важное значение для понимания закономерностей функционирования хозяйственной системы, влияния на нее экономической политики и корректировки последней.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Закон предложения. Закон спроса. Избыточное предложение (избыток). Избыточный спрос (дефицит). Изменение величины спроса. Изменения в предложении. Изменения в спросе. Изменения объема предложения. Кривая предложения. Низшие товары. Нормальные товары. Предложение. Равновесие. Спрос. Товары-комплементы. Товары-субституты. Функция предложения. Функция спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичность спроса: по цене, по доходу, перекрестная. Эластичность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что общего и отличного, на ваш взгляд, в понятиях "потребность" и "спрос"?

2. Что означает перемещение точки по кривой спроса?

3. Взаимосвязь каких явлений выражает закон спроса?

4. Что означают понятия "изменения объема (величины) спроса" и "изменения в спросе"?

5. Какие факторы влияют на смещение кривой спроса? Когда кривая спроса смещается влево, когда — вправо?

6. Дайте определение категории "предложение". Какой вид имеет функция предложения?

7. Что означает перемещение точки по кривой предложения?

8. Сделайте сравнительный анализ кривых спроса и предложения.

9. Что означает смещение кривой предложения и какие факторы его обусловливают?

10. Что означает термин "эластичность" в экономической теории?

11. Охарактеризуйте эластичность спроса по цене для различных групп товаров.

12. Охарактеризуйте эластичность спроса по доходу для низших и нормальных товаров.

13. Раскройте особенности проявления перекрестной эластичности спроса для товаров-субститутов и товаров-комплементов.

14. Как определяется эластичность предложения? Каково ее практическое значение?

15. Раскройте механизм установления частичного и общего равновесия на рынке.

16. Что такое равновесная цена? Каковы ее функции? Каким образом отклонения от равновесной цены влияют на состояние рынка?

17. Какое значение имеет теория рыночного равновесия для понимания функционирования экономической системы?

Литература

1. Базилевич В.Д. Мікроекономіка : підручник / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич, А.І. Гнатюк, C.B. Слухай ; за ред. В.Д. Базилевича. — К. : Знання, 2007. — Розд. 2.

2. Гальчинський АС. Економічна теорія : підручник / A.C. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища шк., 2007. — С. 167—175.

3. Економічна теорія / за ред. В.M. Тарасевича. — К. : Центр навч. л-ри, 2006. — Гл. 5.

4. Єщенко П.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю.І. Палкін. — К. : Вища шк., 2005. — Розд. 7.

5. Курц X. Капитал, распределение, спрос / X. Курц ; пер. с англ. — M. : Аудит : ЮНИТИ, 1998.

6. Макконнелл K.P. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : в 2 т. / K.P. Макконнелл, СЛ. Брю. — М. : Республика, 1992. — Т. 1.

7. Основи економічної теорії: політекономічний аспект

: підручник / відп. ред. Г.Н. Клямко. — 5-те вид., випр._

К. : Знання-Прес, 2004.

8. Рынок /сост., авт. вступ, ст. A.A. Чухно. — К.: Україна, 1997. — 448 с.

9. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал / Дж.Р. Хикс ; пер. с англ. ; под ред. P.M. Энтова. — М. : Прогресс : Универс, 1993.

10. Экономика: учебник / под ред. A.C. Булатова. — М.: БЕК, 1994.

Глава 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции
Экономический закон конкуренции
9.2. Виды экономической конкуренции
Показатели конкурентности и монопольной власти на рынке
9.3. Методы конкурентной борьбы
9.4. Монополия: причины возникновения, суть и основные формы
Классификация монополий
9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство в Украине
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru