Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:
— во-первых, монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса;
— во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;
— в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;
— в-четвертых, склонны к хищническому использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;
— в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;
— в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении;
— в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п.
Однако монополии имеют и определенные положительные черты.
Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников. Кроме того, эффект "масштаба производства" крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.
Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие "монополия" с понятием "крупное предприятие", которое имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением государство осуществляет антимонопольную политику.
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Первый антимонопольный (антитрестовский) закон — так называемый закон Шермана — был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клейтона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.
По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов XX в.
Однако между американской и европейской антимонопольной политикой имеются различия:
— американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;
— европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.
В современных условиях национальный и наднациональный уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов.
На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.
Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений".
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
10.1. Содержание, основные черты и признаки предпринимательства
10.2. Теории и модели предпринимательства
10.3. Организационно-правовые формы предпринимательства
Система участия
10.4. Классификация предприятий по размеру. Малый бизнес. Новые виды предпринимательской деятельности
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 11. КАПИТАЛ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ