Процесс трансформации отечественной экономики предусматривает создание денежно-кредитной и финансовой систем, отвечающих потребностям развития социально ориентированного рыночного хозяйства.
Основные направления указанных преобразований:
— обеспечение стабильности национальной валюты;
— достижение максимальной сбалансированности государственных финансов;
— создание надежной и мощной банковской системы;
— внедрение эффективной налоговой системы;
— обеспечение финансовой безопасности государства.
Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины
I этап (1991—1994 гг.)
характеризовался следующими основными процессами:
— либерализацией цен, ослаблением контроля за оплатой труда;
— переливом финансовых активов из государственного сектора в частный;
— сохранением монопольного государственного сектора с монопольным ценообразованием и льготным кредитованием отраслей и производств;
— фактическим подчинением Национального банка правительству, прямым кредитованием бюджетного дефицита.
Следствием указанных трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате потери государством реальных инструментов осуществления эффективной экономической политики, бесконтрольного роста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечественного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обращения, обострения социальных проблем.
II этап (1995—2000 гг.)
связан с:
— проведением жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий;
— осуществлением денежной реформы (1996 г.);
— преодолением бюджетного дефицита, усовершенствованием межбюджетных отношений;
— повышением платежеспособности хозяйствующих субъектов;
— дальнейшим увеличением зарубежных займов и кредитов;
— перераспределением кредитных ресурсов в пользу реальной экономики;
— началом функционирования фондового рынка Украины;
— стабилизацией валютного курса, внедрением валютных коридоров.
Результатом указанных трансформаций стали рост реального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, превращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолженности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облигаций внутреннего государственного займа, обострение долговых проблем.
III этап (2001— по настоящее время).
2001—2004 гг. характеризовали:
— осуществление мероприятий по обеспечению внутренней и внешней стабильности национальной валюты;
— оптимизацию структуры денежной массы;
— введение режима регулированного плавающего обменного курса гривни (2000 г.);
— использование стабильности гривни как монетарной предпосылки постепенного перехода к инновационно-инвестиционному развитию;
— повышение уровня монетизации ВВП;
— таргетирование обменного курса.
Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002 г.), стабилизировался валютный курс, значительно увеличились резервы НБУ, повысился уровень монетизации экономики, улучшилось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кредитования, стабилизировался размер государственного долга, произошли положительные изменения в структуре денежной массы.
В условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:
— торможение процесса роста цен;
— стимулирование кредитной поддержки дальнейшего экономического развития;
— расширение денежного предложения;
— снижение средневзвешенной ставки по кредитам и депозитам.
В результате замедлились темпы инфляции, выросли денежные потоки в банковской системе, увеличились депозиты физических лиц, сохранились высокие темпы роста долгосрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережали темпы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц1.
Политическая нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной власти, углубление макроэкономичесих дисбалансов, связанных с несоответствием темпов и структуры роста доходов населения динамике количественных и качественных показателей экономического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоресурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнеторгового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 %, а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов. С этой целью НБУ осуществлял:
— ограничение темпов роста денежной базы;
— обеспеченние умеренных темпов увеличения денежной массы;
— возрастание цены денег;
— увеличение банковских резервов;
— ревальвацию гривни к доллару США и др.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Глава 21. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И МИРОВОЙ РЫНОК
21.1. Международное разделение труда и интернационализация экономики как основа формирования мирового хозяйства
Классификация стран мирового хозяйства
21.2. Формы международных экономических отношений (МЭО). Концепции трансформации
21.3. Мировой рынок экономических благ
Теории внешней торговли
Классические теории внешней торговли