Глобальные проблемы — проблемы, связанные с естественными, естественно-антропогенными, сугубо антропогенными (в т. ч. экономическими, социальными) явлениями, возникшими в процессе развития современной цивилизации и носящими общепланетарный характер как по масштабам и значению, так и по способам решения, что вызывает потребность в координации усилий всего мирового сообщества.
Сырьевая, энергетическая, продовольственная и другие проблемы не новы для человечества. Новым на современном этапе развития стал их глобальный характер, задевающий жизненно важные интересы всех государств и народов, что является мощным фактором взаимозависимости и целостности мира.
Самая общая причина обострения глобальных проблем — кризис индустриальной цивилизации вследствие:
— бессистемной, бесконтрольной, безграничной утилизации природных ресурсов;
— низкого уровня технологической культуры производства;
— максимизации, а не оптимизации темпов экономического роста;
— доминирования технократического подхода, ослабления антропогенных основ;
— масштабного влияния человеческой деятельности на окружающую среду и неограниченного вмешательства человечества в биосферу;
— быстрой урбанизации населения планеты, увеличения количества мегаполисов и агломераций, сопровождающихся сокращением площади сельскохозяйственных угодий и лесов;
— углубления противоречий между мировым экономическим развитием и социальным прогрессом.
Глобальные проблемы:
— носят всеобщий, универсальный характер, имеют общепланетарное содержание и значение, принципиально важны для судьбы всего человечества;
— непосредственно касаются жизненных интересов всех слоев населения, всех стран и народов планеты, всех или значительной группы государств;
— носят взаимосвязанный характер и существенно влияют на все сферы общественной жизни;
— отображают углубление и усложнение мирохозяйственных связей;
— требуют привлечения колоссальных технологических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов, неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества;
— могут быть успешно решены при условии создания адекватной модели гармонического развития человеческой цивилизации.
Классификация глобальных проблем по сферам действия (рис. 22.9) не означает, что они отделены друг от друга. Границы между сферами носят условный характер. Так, III сфера концентрирует и усиливает весь комплекс глобальных проблем.
Рис. 22.9. Классификация глобальных проблем по сферам действия
I. Глобальные проблемы в сфере взаимодействия природы и общества:
— надежное обеспечение человечества сырьем, энергией, продовольствием и т. п.;
— рациональное природопользование и сохранение окружающей природной среды;
— рациональное использование ресурсов Мирового океана, мирное освоение космического пространства;
— утилизация отходов жизнедеятельности и т. п.
II. Глобальные проблемы в сфере общественных взаимоотношений:
— предотвращение мировой термоядерной войны;
— преодоление экономической отсталости части регионов и стран мира;
— предупреждение локальных, региональных и международных конфликтов;
— ликвидация последствий мировых и локальных кризисов;
— разоружение и конверсия военного производства и т. и. III. Глобальные проблемы в сфере развития человека и
обеспечения его будущего:
— приспособление человека к условиям природной и социальной среды, изменяющейся под влиянием НТР;
— преодоление эпидемий, тяжелых заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, СПИДа, наркомании);
— культурно-моральные проблемы потери доверия к социальным институтам, нестабильности семьи и ослабления связи поколений;
— борьба с международной преступностью, наркобизнесом, терроризмом;
— проблемы демократизации и защиты прав человека. Саммит тысячелетия, состоявшийся в сентябре 2000 г. в
Нью-Йорке, определил первоочередные потребности человечества по следующим показателям: низкие доходы; продовольственное обеспечение и питание; здравоохранение и смертность; состояние репродуктивного здоровья; жилищный фонд — базовые жилищные выгоды и коммунальные услуги; образование; тендерное равенство; охрана окружающей среды.
Нарастание антропогенной нагрузки на окружающую среду предопределяет резкое обострение экологической ситуации в глобальном масштабе, приближает мировое сообщество к критической черте в его взаимоотношениях с природой, которая теряет воспроизводственный и ассимилирующий потенциал.
Экологический кризис — необратимые антропогенные изменения экосистемы, глобальное нарушение естественного равновесия и деградация природной среды, теряющей способность к воспроизводству, ассимиляции и саморегулированию.
Экологический кризис проявляется:
— в беспрецедентном по масштабам и темпам наращивания природотрансформационных процессов, резком нарастании отрицательного антропотехногенного влияния на окружающую среду;
— количественном и качественном истощении природных ресурсов, уменьшении площади лесов, запасов пресной воды, загрязнении океанов, расширении зоны пустынь, сокращении площади плодородных земель;
— интенсификации естественных катаклизмов, стихийных бедствий, катастроф;
— глобальном изменении климата, химическом и радиационном загрязнении биосферы, разрушении озонового слоя, возникновении парникового эффекта;
— росте генетических угроз популяции в результате увеличения количества радиоактивных отходов, формирования возбудителей новых болезней;
— необратимых потерях в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений и т. п.
Углубление интернационализации социально-экономического развития усиливает трансграничный характер экологических проблем, провоцируя угрозу глобальной экологической катастрофы. Экологические факторы предопределяют возникновение новых явлений в международных экономических отношениях: экологического демпинга, экологического неоколониализма и экологического протекционизма.
Экологический демпинг — проявление недобросовестной конкуренции, связанное с необоснованным снижением экспортных цен путем сокращения затрат на природосберегающие и экологически безопасные технологии.
Экологический неоколониализм — экологическая экспансия развитых стран, их попытки решить собственные экологические проблемы за счет перемещения природоопасных производств, токсичных и радиоактивных отходов в менее развитые страны, интенсивного использования мировых природных богатств при консервации собственных природных ресурсов, наращивание сбыта за пределами страны экологически вредных товаров и т. п.
Экологический ("зеленый") протекционизм — политика государства, направленная на запрет и ограничение производства, продажи и использования экологоопасной продукции и ввоза в страну технологий и товаров, наносящих ущерб окружающей среде и представляющих угрозу здоровью населения.
Повышение уровня экологической безопасности хозяйствования и преодолениеэкологического кризиса предусматривают радикальную перестройку взаимоотношений общества с окружающей средой, экологизацию экономического развития и отбор приоритетных направлений природоохранной деятельности.
Международное сотрудничество в природоохранной сфере берет начало с 1968 г., когда итальянский экономист А. Печчеи выступил с инициативой создания Римского клуба — международной организации, обосновывающей необходимость консолидации усилий человечества в решении глобальных проблем.
В 70-е годы XX в. по инициативе Римского клуба был подготовлен научный доклад по проблемам деградации окружающей среды и сделан вывод о необходимости приостановления технологического прогресса, увеличения объемов производства материальных благ и численности населения (концепция "нулевого роста"). Известный западный исследователь Дж. Форрестер в книге "Мировая динамика" (1971) осуществил попытку проанализировать взаимодействие демографической, индустриальной и аграрной систем. Эти исследования продолжил Д. Медоуз, опубликовавший в 1972 г. работу "Границы роста". Осветив динамику пяти глобальных факторов развития общества (населения, производства продуктов питания, индустрии, загрязнения окружающей среды, потребления невоспроизводимых ресурсов), ученый пришел к выводу, что наращивание масштабов мирового промышленного производства неизбежно приведет человечество к гибели вследствие деградации и разрушения окружающей среды.
В 1974 г. М. Месарович и Э. Пестель предложили новый проект Римского клуба "Человечество на распутье", в котором эволюция человеческого общества уподоблялась развитию живого организма и исследовалась на основе выявления и анализа взаимосвязей и взаимозависимостей экономической, демографической, энергетической и инновационной сфер. Вместе с тем в 60—70-е годы XX в. исследователи глобальных проблем акцентировали внимание преимущественно на демографических аспектах, обусловленных "демографическим взрывом", который переживали к тому времени страны третьего мира.
80-е годы XX в. были связаны с переосмыслением путей решения глобальных проблем и формированием концепции устойчивого развития, признанной ныне одним из важнейших достижений научной и общественной мысли конца XX в. В 1983 г. по инициативе ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В отчете "Наше общее будущее", подготовленном этой комиссией в 1987 г., впервые был использован термин "устойчивое развитие" — развитие, удовлетворяющее нужды современного поколения и не ставящее под угрозу возможности удовлетворения потребностей будущих поколений.
Концепция устойчивого развития была обновлена на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В 2002 г. в г. Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся саммит ООН "Рио + 10" — вторая встреча глав государств, посвященная проблемам экологии и устойчивого развития. В принятых конференцией документах ("Повестка дня на XXI век", "Декларация Рио") отмечалось, что модель благоустройства развитых стран по экологическим причинам не подлежит глобальному расширению; острой необходимостью является углубление международного сотрудничества в деле преодоления экологического кризиса на основе равноправной кооперации и координации усилий всех государств мира, экологической разрядки, интернационализации природоохранных мероприятий, прогнозирования, мониторинга и учета трансгра ничного характера экологического загрязнения, активного включения глобальных экологических императивов в практическую деятельность на всех уровнях. Йоханнесбургский саммит Земли подтвердил безальтернативость модели устойчивого развития. Вместе с тем было отмечено, что указанная концепция еще не переросла в модель консенсуса, достижение которого представляет цель для всех участников международных экономических отношений.
Таким образом, концепция устойчивого развития, принятая на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро (1992), обосновывает способность постиндустриального мира к дальнейшему прогрессу на основе использования собственных ресурсов.
Вместе с тем отношение к феномену устойчивого развития в мировом научном сообществе не однозначно. До сегодняшнего дня ведутся дискуссии относительно точности перевода английского термина sustainable development как "устойчивого развития". Вместо этого предлагаются другие варианты, в том числе: "развитие, не подрывающее собственных предпосылок", "развитие, поддерживающееся бесконечно", "самоподдерживающееся", "беспрерывное", "допустимое", "сбалансированное", "приемлемое" развитие. Признавая отсутствие точного семантического эквивалента английского термина, большинство исследователей используют термин "устойчивое развитие", официально признанный в нашем государстве. При этом устойчивость экономического развития трактуется как способность хозяйственной системы сохранять динамизм, стабильный сбалансированный рост во временном, пространственном и структурном аспектах.
В соответствии с концепцией устойчивого развития необходимо и возможно осуществить последовательный переход к росту, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических проблем, сохранение благоприятной окружающей среды и природоресурсного потенциала с целью удовлетворения основных жизненных потребностей нынешних и будущих поколений (рис. 22.10).
Рис. 22.10. Интегративнос единство социоэколого-экопомичсского прогресса в концепции устойчивого развития
Цель устойчивого развития — переход к хозяйственной деятельности, ориентированной на достижение социальной справедливости и общественного благосостояния в единстве с экологической безопасностью путем введения природовоспроизводственной составляющей как внутреннего параметра функционирования социально-экономической системы.
Необходимым условием достижения устойчивого развития является изменение мировой структуры производства и системы общественных ценностей, лежащих в ее основе, с целью трансформации стихийной рыночной формы хозяйствования в социализированную и экологизированную.
Концепция устойчивого развития синтезирует антропоцентрический и биосфероцентрический принципы и предусматривает оптимальное использование в экономических и внеэкономических процессах природной составляющей, приведение в соответствие влияния человека на природу и способности последней нести антропогенную нагрузку, обеспечивая способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности и оказывая содействие преодолению экологического кризиса.
Поскольку в центре социально-экономического развития находится человек и его потребности, все большее значение на сегодняшний день имеет понятие устойчивого человеческого развития, связанного с процессом расширения возможностей индивидуального выбора в разных сферах: от гарантирования экономических, социальных и политических прав и свобод до возможностей творческой самореализации и усовершенствования личности.
Устойчивое человеческое развитие является продолжительным во времени и означает удовлетворение физических, духовных и других потребностей людей на постоянной основе, без ухудшения возможностей выбора последующих поколений. Важная проблема практической реализации этих задач — определение интегральных показателей устойчивого развития. На сегодняшний день эксперты ООН применяют более 20 показателей для характеристики устойчивости экономических, социальных и экологических составляющих, вт. ч. 6 показателей, касающихся институциональной составляющей.
Вместе с тем большинство исследователей обращают внимание на сложность и продолжительность перехода человечества к новой модели социально-экономического развития, основанной на перестройке общественного сознания, поскольку "главная причина глобального кризиса заключается в нежизнеспособности нашей системы ценностей, самого нашего сознания, определяющего наше отношение к миру".
Важным шагом в этом направлении стала разработка "ноосферной" парадигмы цивилизационного развития, обоснованной в работах известных исследователей XX в. Г. Тейяра де Шардена, Э. Леруа и В.И. Вернадского. Последний связывал эпоху ноосферы с периодом превращения человеческой деятельности в мощный геологический фактор, когда человечество примет на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы Земли.
Необходимые условия обеспечения экоразвития:
— отбор запасов воспроизводимых ресурсов не должен превышать их естественное воспроизводство;
— потребление невоспроизводимых ресурсов должно происходить лишь в замкнутых циклах, а их исчерпание компенсироваться заменителями или технологическими нововведениями;
— вредные выбросы в окружающую среду не должны превышать возможности самовоспроизводства экосистемы.
Стратегические направления экоразвития отображены на рис. 22.11.
Основные направления преодоления экологического кризиса:
1) научно-теоретический: проведение фундаментальных эколого-экономических исследований, анализ и научное обоснование критериев экологической безопасности, разработка теоретико-методологических основ эколого-экономического развития с обоснованием соответствующего понятийного аппарата, системы показателей и методов определения экологоопасных производств, эколого-эконо-мической экспертизы новых проектов и природоохранного бизнес-планирования;
2) технико-технологический: обеспечение качественного улучшения состояния окружающей среды за счет прогрессивных структурных сдвигов в экономике и экологизации развития производительных сил; разработка и внедрение экологически чистых, безотходных, экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, альтернативной энергетики;
3) экономический: интегрирование экологических принципов в модели рыночных реформ, развитие и усовершен ствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды:
а) стимулирование загрязнителей окружающей среды к ограничению экологодеструктивной деятельности путем введения платежей за выбросы и ухудшение качества природных ресурсов, экологического налога на производителей, применяющих экологоопасные технологии, штрафных санкций к нарушителям экологического законодательства, стандартов качества природной среды;
б) стимулирование природопользователей к переходу на безотходные, ресурсосберегающие, экологобезопасные технологии и улучшение состояния окружающей среды путем предоставления государственных субсидий, налоговых льгот, займов, льготных кредитов, установления режима ускоренной амортизации природоохранного оборудования ит. п.;
4) административно-правовой: усовершенствование действующего природоохранного законодательства, создание правового поля рационального природопользования и управления защитой окружающей среды; экологическая экспертиза проектов, экологическое инспектирование и лицензирование производства, усиление экологической дисциплины и юридической ответственности предприятий за нарушение природоохранных норм, стандартов и т. п. Применение экологических стандартов и сертификация продукции на соответствие требованиям экологической безопасности играют важную роль в современных международных отношениях. Приоритетные позиции в этой сфере занимает ISO — Международная организация по стандартизации, непосредственно определяющая экологические требования к продукции, которая реализуется на мировых рынках, экологическому менеджменту и аудиту. На сегодняшний день большинство национальных систем обязательной и добровольной сертификации экономических благ на соответствие экологическим требованиям базируются на стандартах ISO;
5) эколого-просветителъекий: эколого-правовое воспитание, формирование нового экологического мышления, стимулирование развития экологического сознания населения с целью преодоления потребительского отношения к природе, подготовка специалистов-экологов;
6) международный: развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, интеграция усилий, ресурсов и средств с целью успешного решения глобальных экологических проблем, создание международной сети глобального экологического мониторинга, международных финансовых фондов и банков экологической информации, активизация деятельности соответствующих международных организаций и т. п.
Ныне в рамках мирового сообщества сложилась целая система международных экологических организаций: Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED), Всемирный промышленный совет по окружающей среде (WICE), Коалиция в поддержку экологической ответственности компаний (CERES), Консультативный комитет по вопросам бизнеса и окружающей среды (АСВЕ), Комитет ВТО по торговле и окружающей среде. Поскольку экологизация экономики требует значительных затрат человеческих, материальных и финансовых ресурсов, усилиями мирового сообщества создан ряд международных организаций, призванных оказывать содействие привлечению средств для защиты окружающей среды, модернизации устаревших, экологически опасных производств и технологий, развития безопасной торговли и т. п. Среди них — Глобальный экологический фонд развивающихся рынков (GEEMF), Северо-Американский экологический фонд (NAEF), Скандинавская экологическая финансовая корпорация (NEFCO) и др.
В современных условиях все большее внимание исследователей привлекают глобальные информационные проблемы, связанные с:
— "цифровым неравенством", информационным расслоением общества, возникающим вследствие экономической отсталости и неодинаковых возможностей доступа к новейшим компьютерным технологиям;
— нарушением прав человека и неприкосновенности личной жизни, угрозой манипуляций общественным сознанием, нерегулируемостью правовых основ распространения информационных потоков и сетей;
— уязвимостью новейших информационных и технологических систем, обеспечивающих функционирование энергетики, транспортных сетей, городского хозяйства и других жизненно важных объектов и систем;
— углублением противоречий между ограниченными возможностями людей в восприятии и переработке больших объемов информации и глобальными международными информационными потоками, массивами необходимой и полезной информации;
— "загрязнением" информационного пространства и увеличением объемов избыточной информации, ограничивающей доступ к нужным данным;
— нарушением целостности глобальных коммуникаций вследствие приоритетности частных, ведомственных, узконациональных интересов в ущерб общечеловеческим, общецивилизационным.
Анализируя глобальные проблемы человечества, современные исследователи обращают внимание на явление технологического и информационного неоколониализма, связанное со стремлением глобальных игроков реализовать свое монопольное положение в сфере новейших информационных технологий с целью сдерживания технологического развития отсталых стран и получения дополнительных доходов путем неэквивалентного обмена.
Важнейшие направления решения этих проблем:
— создание международной правовой системы по урегулированию киберпространства и усилению ответственности государств за соблюдение основных прав и свобод человека в информационном обществе;
— обеспечение свободного всеобщего доступа к информации, включения в информационное поле незащищенных слоев международного сообщества;
— гарантирование права невмешательства в частную жизнь, конфиденциальности информации частного характера и т. п.
Таким образом, решение глобальных проблем возможно лишь при условии неотложности и решительности действий, коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества. В докладе ООН о человеческом развитии отмечается, что программа действий, направленных на обеспечение прогресса человечества в эпоху глобализации, должна предусматривать достижение семи основных целей, в контексте каждой из которых необходимо взаимодействие на национальном и международном уровнях:
1) усовершенствование деятельности, направленной на развитие человеческого потенциала, коррекция политики с учетом новых реалий глобальной экономики;
2) уменьшение угрозы турбулентности (беспорядочности) финансовых потоков и связанных с ними потерь;
3) активизация международного сотрудничества в сфере борьбы с глобальными угрозами и обеспечения безопасности человека;
4) наращивание деятельности по разработке новых технологий для обеспечения развития человека, ликвидации бедности;
5) прекращение процессов маргинализации и дальнейшей поляризации богатства и бедности;
6) ликвидация диспропорций в структурах глобального регулирования;
7) формирование целостной и демократической системы глобального регулирования.
Главная предпосылка успешного решения глобальных проблем — рассмотрение их во взаимосвязанной целостности, тесном переплетении экономических, политических, социальных, культурных, технологических, экологических, психологических и других процессов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, несмотря на международный резонанс, глобальные проблемы воспринимаются в разных странах мира дифференцированно, сквозь призму национальных интересов и индивидуальных взглядов политических лидеров и сообществ.
Предпосылки решения глобальных проблем:
— парадигмальный прорыв в общественном сознании, новые концептуальные подходы к пониманию перспектив развития человечества;
— переосмысление сути экономической безопасности государств, реализующих разные модели демократического общества;
— достижение консенсуса по вопросам, касающимся важнейших контуров нового общественного порядка в XXI в.;
— синтез, взаимообогащение и дополнение оценок, стратегий и программ развития мирового сообщества, обоснованных разными странами, научными школами и т. п.;
— пересмотр и перестройка системы международных отношений на началах общечеловеческих ценностей, приоритетности развития творческого потенциала человеческой личности;
— формирование нового миропорядка, создание единого механизма регулирования на глобальном уровне, международных процедур и механизмов, отвечающих нуждам обеспечения достойного будущего человечества;
— объединение усилий и ресурсов человечества на основе осознания важности и неотложности решения глобальных проблем, единства интересов и общей ответственности перед будущими поколениями.
АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ БАНКА ШВЕЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАУКАМ ПАМЯТИ АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ
1969 год
1970 год
1971 год
1972 год
1973 год
1974 год
1975 год