Экономическая теория - Бутук А.И. - 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории

В прямой связи с практической функцией экономической теории находится ее методологическая [от греч. methodos — путь исследования, теория, учение и logos — слово, учение] функция. Последняя обусловлена тем, что наряду с политэкономией, изучаемой в рамках данного курса, существует множество других экономических дисциплин более конкретного и специального содержания. Таким образом, экономическая наука в целом представляет собой весьма разветвленную сферу знаний, где политэкономия является своего рода стволом, а конкретные специальные экономические дисциплины — его ответвлениями, непосредственно выходящими на хозяйственную практику. Специальные экономические дисциплины с известной условностью можно классифицировать по следующим группам.

1. Отраслевые экономические дисциплины. Они исследуют специфику [от лат. specificum — особенность] хозяйственной деятельности в конкретных отраслях и подотраслях, например, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, культуре, здравоохранении и др. В высших и средних специальных учебных заведениях, готовящих квалифицированные кадры для этих отраслей и их подотраслей, кроме экономической теории, преподают еще и соответствующую отраслевую экономическую дисциплину.

2. Функциональные экономические дисциплины. Они изучают не особенности экономической деятельности в конкретных отраслях, а определенные стороны, срезы (фазы) общеэкономического процесса, в которых осуществляются важные функции, обеспечивающие его нормальный ход во всех отраслях. К таким дисциплинам относятся: анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, финансы, кредит и денежное обращение, экономическое прогнозирование и программирование, статистика, международные экономические отношения и др. Их преподают на соответствующих экономических факультетах для будущих экономистов разных специальностей.

3. Смежные, или естественно-экономические дисциплины. Они носят синтетический характер, поскольку вместе с исследованием определенных хозяйственных процессов изучают воздействие на них конкретных характеристик физической географии, биологии, физиологии, психологии. К ним, прежде всего, принадлежат: экономическая география, экология, демография, экономическая психология. С известной точки зрения к ним можно также причислить экономику растениеводства, животноводства, рыбного и охотничьего промысла, хотя эти дисциплины и относятся к отраслевым.

Отнесение их к естественно-экономическим областям знания оправдано тесным переплетением в предмете каждой из них природных и хозяйственных факторов. Именно общая экономическая теория, исследующая закономерности хозяйственного развития общества, служит для отраслевых, функциональных и синтетических дисциплин своеобразной методологической базой, так как они в своих изысканиях основываются на учете познанных ею законов. В то же время эти конкретные специальные экономические дисциплины постоянно подпитывают общую экономическую теорию результатами своих исследований.

Благодаря взаимодействию всех своих областей экономическая наука в целом реализует познавательную и практическую функции. Этому содействует и одновременно препятствует идеологическая функция политэкономии, обусловленная социальными корнями соответствующих школ.

3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории

Экономическая теория, так или иначе, отражает классовые и национальные отношения, складывающиеся в обществе, ибо изучение экономических отношений не может не выходить на фиксацию [от лат. fixus — прочный, закрепленный] и интерпретацию [от лат. interpretatio — толкование, разъяснение] экономических интересов не только отдельных субъектов хозяйственной жизни, но и разных социальных групп и наций. При этом различные школы экономической теории в большей мере отстаивают интересы какого-то одного класса или одной нации, демонстрируя тем самым, вольно или невольно, свой классовый или национальный характер. В классовом или национальном характере различных направлений экономической теории нет ничего предосудительного. Каждый класс или нация отличается особенностями в общественной психологии, представляющей обыденный уровень общественного сознания, выраженный в традициях, обычаях, нравах, стереотипах. Соответственно, у разных классов или наций не может быть одинаковой идеологии, которая выступает в качестве теоретического уровня общественного сознания, представленного различного рода учениями, прямо или косвенно отстаивающими интересы данного класса или нации.

Исходя из различия общественной психологии и общественной идеологии разных классов или наций, формируются условия множественности политических течений и партий, без которой немыслима демократия. Тот факт, что разные направления экономической теории в той или иной мере отражают интересы элиты определенных классов или наций, свидетельствует о выполнении экономической наукой, как и другими гуманитарными дисциплинами, идеологической функции. И в этом нет ничего негативного, поскольку теоретическое миросозерцание каждого класса или нации имеет право на выражение. Однако лишь та концепция может претендовать на познание истины, которая не гипертрофирует [от греч. hyper — над, сверх и trophe — питание] свой классовый или национальный характер в ущерб общечеловеческим ценностям. Такая гипертрофия возникает, прежде всего, в тех случаях, когда идеология какого-либо класса или нации превращается в официальную идеологию государства и насильственно навязывается всем гражданам общества.

Таким образом, губительна для экономической теории не ее идеологическая функция сама по себе, а искусственная абсолютизация данной функции. Именно абсолютизация нарушает оптимальное соотношение между всеми функциями экономической науки, приводит к ее чрезмерной идеологизации и подавляет тем самым отправление ею познавательной, практической и методологической функций.

В постсоветский период в Украине достаточно четко просматривалась тенденция известного ограничения свободы слова средств массовой информации, особенно электронных, в научно-информационной области. Такое положение опасно возможностью борьбы с инакомыслием и в гуманитарных науках, в том числе в экономической теории. Если плюрализму [от лат. pluralis — множественный] мнений снова будет положен конец, то результатом станет гипертрофия идеологической функции экономической науки над ее другими функциями, а отсюда и неизбежный застой в экономической теории. В этом случае будет выхолащиваться и ее метод.

§ 4. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПОСЛВДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
4.1. Методология политэкономии
4.2. Общая последовательность изложения
Часть первая ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Раздел I ГЛАВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Глава 1. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ЕГО ПРОДУКТЫ И СТРУКТУРА
§ 1. ТРУД И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА
1.1. Определение труда и его роли
1.2. Структура экономических ресурсов
1.3. Спор о предпринимательской способности
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru