Отношения распоряжения возникают лишь тогда, когда собственник по тем или иным причинам сам не распоряжается своим имуществом, а передает его на определенных условиях (возвратности, платности, срочности и др.) во временное владение других субъектов, становящихся вследствие этого распорядителями переданных им объектов. Это — первичные распорядительные отношения, складывающиеся непосредственно между собственниками и временными владельцами их имущества. Но возможны и вторичные отношения распоряжения, если первичный распорядитель, получив согласие собственника, передаст имущество, которое он получил от него, в распоряжение третьего лица на соответствующих условиях. В принципе такой процесс может быть продолжен, порождая третичных и так далее распорядителей, но обычно он ограничивается возникновением вторичных отношений распоряжения и их субъектов.
В любом случае распорядитель в отличие от собственника выступает в качестве производного владельца тех благ, которые он получил от собственника в свое распоряжение, но его свобода распоряжения ими ограничена условиями, зафиксированными в договоре с тем, от кого он их получил во временное владение. Вообще понятие "владение" шире понятий "собственность" и "распоряжение", поскольку первое включает в себя два вторых. Но следует отличать первичного собственника, суверенного [от франц. souverain — высший, верховный] владельца от производного владельца, свобода которого ограничена условиями договора с первым.
Можно выделить следующие основные формы распорядительных отношений, существовавших ранее и сохранившихся до сих пор:
1) закрепление рабочей силы в условиях барщины (отработочной ренты) при феодализме, а также в условиях колхозной системы времен сталинизма;
2) закрепление в директивной [франц. directive, от лат. dirigere — направлять] форме казенных средств производства за материально ответственными работниками государственных предприятий, лишенных достаточной хозяйственной самостоятельности;
3) найм рабочей силы при ее продаже работодателю;
4) аренда [польск. arenda, от лат. arendare — отдавать внаймы] средств производства и предметов потребления по свободному соглашению арендодателя и арендатора;
5) кредит [лат. creditum — ссуда, долг, от credere — верить] — движение денежных средств на основе их заимствования;
6) создание предприятий на кооперативной и партнерской основе пайщиков, а также на акционерных началах;
7) имущественное и социальное страхование физических и юридических лиц;
8) посредническая деятельность на комиссионных [от лат. comissio — поручение] началах;
9) трастовая [от англ. trust — доверие] деятельность.
Названные формы распорядительных отношений будут в дальнейшем более или менее детально рассмотрены. Они, как и формы собственности, тесно связаны с экономическими интересами [от лат. interest — имеет значение, важно].
2.4. Система экономических интересов и стимулов
Экономические отношения, как известно, проявляются, прежде всего, как интересы, экономическая разновидность которых составляет третий компонент имущественных отношений. Экономический интерес представляет собой совокупность тех потребностей данного субъекта, реализация которых обеспечивает поддержание и расширение имущества, находящегося в его собственности или распоряжении, т. е. в его первичном или вторичном владении. Следовательно, носителем экономических интересов может быть только владелец благ. Например, раб не обладает экономическими интересами, так как не только не является владельцем каких-либо благ, но и сам является собственностью рабовладельца. Экономические интересы разных владельцев различаются по своему содержанию, прежде всего потому, что они есть собственниками или распорядителями разных благ: средств производства, рабочей силы, предметов потребления или всех названных объектов вместе.
Экономические интересы выражаются тем явственнее, чем большей хозяйственной самостоятельностью и хозяйственной ответственностью обладают владельцы в отношении тех благ, которыми они распоряжаются. Если тот или иной распорядитель не имеет достаточной хозяйственной самостоятельности и хозяйственной ответственности в отношении соответствующих благ, он фактически лишен необходимых полномочий по их поддержанию и увеличению, а следовательно, не обладает четко выраженным экономическим интересом. Именно так обстояло дело с государственными предприятиями, за трудовыми коллективами которых закреплялись казенные средства производства в условиях командной экономики, просуществовавшей в нашей стране более семидесяти лет. Таким образом, хозяйственная самостоятельность и хозяйственная ответственность — это имманентные грани экономического интереса.
Как отмечали многие известные экономисты, идея неизбежно посрамляла себя, как только она отрывалась от экономического интереса. Так случилось и с идеей пролетарской революции. Так было и так будет с шовинистическими и националистическими идеями. Ведь экономические интересы рано или поздно ниспровергают самую красивую и заманчивую идею, если она встает на пути их реализации. И тогда носители таких идей нередко прибегают к насилию, дабы утвердить их вопреки закономерному действию экономических интересов. Это в полной мере относится и к проведению в жизнь капитализаторских реформ в СНГ.
Конкретным выражением экономических интересов разных владельцев являются определенные материальные стимулы [от лат. stimulus — стрекало, погонялка]. Они представляют собой каналы реализации экономических интересов. У каждого владельца определенных благ есть адекватные им материальные стимулы, отражающие его экономический интерес:
система заработной платы для наемного работника;
система образования прибыли и ее распределения для работодателя;
система рентных отношений для земельного собственника;
система налогообложения для всех этих субъектов и т. д.
О них речь пойдет дальше.
Отношения пользования, в соединении с распорядительными отношениями и системой экономических интересов владельцев, присущие определенной экономической системе, образуют то, что обычно называют хозяйственным механизмом. На поверхности экономической жизни общества его хозяйственный механизм проявляется в адекватной ему системе материальных стимулов. Именно действенность последних фиксирует эффективность всего хозяйственного механизма, т. е. его способность мобилизовать [от лат. mobilis — подвижный] потенциал данного общества. Таким образом, оптимальное функционирование и развитие производства, распределения обмена, потребления и управления прямо зависят от эффективности хозяйственного механизма [от греч. mechane — орудие, сооружение].
3.1. Компоненты экономической системы
3.2. Основные источники экономического развития
3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
Раздел II ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТРИБУТОВ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ 1. ОТЛИЧИЯ НАТУРАЛЬНОГО И ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1. Особенности натурального хозяйства
1.2. Своеобразие товарного производства
§ 2. ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА