Экономическая теория - Бутук А.И. - 1.3. Неценовые факторы спроса

Иллюстрируя действие закона спроса, спрос в экономике представляют в виде шкалы с известными количествами товара, которые потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного времени при прочих равных условиях. Эту шкалу можно изобразить в форме табл. 4.1, содержащей у нас гипотетические данные по покупке пшеницы определенного сорта и качества.

Таблица 4.1. Индивидуальный спрос на пшеницу

(гипотетические данные)

ВариантЦена за т, грн.Объем спроса в неделю, т.
а50010
б40020
в30035
г20055
д10080

Эту же шкалу можно изобразить и на двухмерном графике в виде кривой спроса.

Для этого по гипотетическим данным табл. 4.1 на горизонтальной оси откладываются объемы покупок пшеницы в тоннах, а на вертикальной оси — цены в гривнах за одну тонну по каждому из объемов. На рис. 4.1 кривая спроса СС строится путем проведения перпендикуляров от соответствующих пар точек на горизонтальной и вертикальной осях до их пересечения, а затем соединения этих точек кривой.

Как видим, кривая спроса нисходит слева сверху вправо вниз. Такая ее направленность призвана проиллюстрировать обратную связь между ценой товара и спросом на него. При этом кривая спроса строится, исходя из допущения, что цена выступает важнейшим детерминантом величины спроса. Однако на нее влияют и другие факторы, которые в экономике называют неценовыми факторами спроса.

Кривая спроса

Рис. 4.1. Кривая спроса

1.3. Неценовые факторы спроса

К неценовым факторам спроса принадлежат все обстоятельства, которые изменяют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса. Если воздействия цены на величину спроса иллюстрируется движением по кривой спроса (вниз вправо, когда цена падает, и вверх влево, когда растет, рис. 4.1), то влияние неценовых факторов на спрос демонстрируется смещением самой кривой-спроса от СС к СС1, в случае повышающего давления ценового фактора на спрос, и, наоборот, от СС к СС2, в случае понижающего давления на него неценового фактора (рис. 4.2). Каковы же основные неценовые факторы?,

1. Изменение самих потребностей и вкусов потребителей. Потребности — это содержание спроса в натуре, в то время как платежеспособность носителя этих потребностей — ограничивающая форма спроса, детерминирующая его объем и структуру размером платежных средств и их динамикой. Понятно, что при изменении величины и состава потребностей может соответственно поменяться и спрос. Одни, потребности могут уменьшаться или совсем исчезать, а другие увеличиваться. Также появляются новые потребности, обусловленные возникновением новых благ и способов удовлетворения прежних запросов.

2. Изменение численности потребителей. Увеличение или уменьшение числа носителей "одной и той же потребности может привести к адекватным сдвигам в совокупном спросе. Например, увеличение рождаемости вызывает дополнительный опрос на все продукты, необходимые для детей и матерей, сокращение — снижает спрос на них.

Смещение кривой спроса под воздействием неценовых факторов

Рис. 4.2. Смещение кривой спроса под воздействием неценовых факторов

3. Изменение денежных доходов. Повышение или понижение доходов различных субъектов соответствующим образом меняет их покупательную способность, т. е. потенциал их спроса на те объекты производственного или потребительского назначения, в которых они нуждаются. Так, изменение зарплаты, прибыли, ренты, процентных доходов, дивидендов при прочих равных условиях может привести к определенным сдвигам в спросе их получателей. В 90-е годы в СНГ доходы подавляющей части населения резко снизились, что подорвало внутренний совокупный спрос.

4. Расширение или сужение кредита. Изменение объемов ссуд сопровождается адекватной модификацией спроса, ибо дополняет собственные платежные средства заемными. Получив на известных условиях ссуду, заемщик использует ее для приобретения того, в чем он испытывает потребность. Это расширяет спрос, так как заемные ресурсы — это временно свободные средства тех, кто в данный период не находит им более приемлемого для себя использования, кроме передачи в ссуду заемщикам. Снижение размера кредита означает, что приемлемость заимствования сокращается для владельцев временно свободных средств, хотя это не всегда свидетельствует о том, что они нашли им применение в качестве средства платежа. Например, чрезмерно низкая ставка процента может вызвать уменьшение сбережений в виде вкладов в кредитные учреждения и покупки заемных бумаг, но к известному возрастанию сбережений в наличной форме у себя дома, поскольку они не желают или не могут по каким-либо причинам задействовать их в качестве покупательного средства. В СНГ в 90-е годы резко сократились объемы кредита из-за, прежде всего высоких ставок процента, сдерживающих заинтересованность заемщиков, и подрыва доверия потенциальных вкладчиков к финансовым структурам в связи с мошенничеством многих из них и их частым банкротством.

5. Изменение цен на сопряженные продукты. Хотя мы говорим о неценовых факторах спроса, но в качестве таковых могут выступать и сдвиги в ценах, если иметь в виду цены не на тот товар, о спросе на который идет речь, а цены на любой другой объект. Говоря об изменении цен на сопряженные товары, рассматривают два варианта:

а) изменение цен на товары-субституты (заменители). Когда определенная пара объектов купли-продажи состоит из взаимозаменяемых товаров (например, сливочное масло и маргарин, пальто и куртка, сапоги и др.), тогда между изменением цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует прямая зависимость. К примеру, если цена на куртки поднялась, то при прочих равных условиях возрастает спрос на такой их заменитель, как пальто и, наоборот, при снижении цены на куртки спрос на пальто уменьшится при неизменности других обстоятельств;

б) изменение цен на взаимодополняющие продукты. Определенные товары являются взаимодополняющими в том смысле, что использование одного вызывает применение другого (например, увеличение покупок автомобилей влечет к возрастанию спроса на бензин, машинное масло, автозапчасти, услуги автосервиса). При этом когда два товара являются взаимодополняющими, тогда между изменением цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует обратная связь. Так, если наблюдается существенный подъем цен на горюче-смазочные материалы, то он может при прочих равных условиях вызвать не только сокращение поездок и соответственно спроса на автозапчасти и автосервис, но и уменьшение покупок новых автомобилей, и наоборот.

Разумеется, зависимости между динамикой цен и сдвигами в спросе на сопряженные продукты реализуются при достаточно заметных изменениях в ценах и при неизменности всех остальных обстоятельств, ибо несущественные перемены в ценообразовании могут не сыграть никакой роли. Кроме того, нельзя думать, что все товары являются сопряженными: взаимозаменяемыми или взаимодополняющими.

6. Изменение потребительских ожиданий. Потребители имеют определенные прогнозы будущего состояния рынка. Если эти прогнозы преобладают в ожиданиях многих покупателей, то они могут детерминировать не только поведение отдельного из них, но и динамику совокупного спроса.

Потребительские ожидания касаются, прежде всего, трех моментов:

а) изменения наличия товаров — объекты купли-продажи могут быть на рынке в избытке, в достаточном количестве или в дефиците. Если покупатели ожидают, что в будущем товаров будет достаточно, то сегодня они покупают их в обычных объемах; будет в избытке — они могут покупать даже меньше обычного; будет нехватка — они станут покупать впрок, т. е. больше обычного, чтобы гарантировать свое потребление дефицита в будущем;

б) изменения цен, когда потребители думают о будущем, то интересуются, как будут вести себя цены на интересующие их продукты: стабильно, с тенденцией к повышению или понижению. Если они ожидают, что цены в будущем останутся прежними, то это вряд ли изменит их нормальный спрос; вырастут — они купят их в повышенном количестве, чтобы завтра не переплачивать; снизятся — они сегодня приобретут их меньше обычного, дабы завтра купить дешевле;

в) изменения денежных доходов. Прогнозируя будущее, потребители делают предположения и относительно того, как будут вести себя их доходы: стабильно, в сторону повышения или понижения. Если они ожидают, что в будущем их номинальные доходы останутся теми же, то вряд ли изменят покупки; поднимутся — они смогут позволить себе сегодня большие покупки, чем ранее; снизятся — станут уже сегодня меньше приобретать, чтобы экономить, хотя далеко не все и не всегда.

Многие люди вообще живут только текущим днем, полагая (часто правомерно), что в своих прогнозах можно ошибиться. В целом же неценовые факторы, также как и цены, способны сильно воздействовать на спрос. Степень этого влияния выражается в эластичности [от лат. elastikos — гибкий, упругий] спроса.

1.4. Эластичность спроса

Эластичность спроса — это степень изменчивости его величины в зависимости от сдвигов в каком-либо факторе, воздействующем на спрос (от изменения цены на товар спроса или какой-либо из неценовых детерминант спроса). Эластичность спроса характеризуется по каждому фактору в отдельности. По всем факторам одновременно ее не определяют, поскольку действие каждого из них может быть не только различным по силе, но и разнонаправленным.

Количественно эластичность спроса оценивается посредством расчета коэффициента. Коэффициент эластичности спроса представляет, собой частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение того фактора, от воздействия которого в данном случае рассчитывается степень сдвига в спросе. Например, если вследствие уменьшения цены на определенный, товар на 10% спрос на него увеличится на 20%, то коэффициент эластичности равен 2 (20% : 10%).

По численному значению коэффициента различают три разновидности степени изменчивости спроса:

1) когда коэффициент больше единицы, спрос считается эластичным;

2) если коэффициент меньше единицы, спрос считается неэластичным;

3) коэффициент равен единице — эластичность спроса называется единичной. Если рассматривать, например, такие факторы, как изменение цены товара и изменение денежных доходов покупателей, то можно заметить, что эластичность спроса под их влиянием на предметы первой необходимости и предметы долговременного пользования (автомобили, бытовая техника и др.) явно отличается. Спрос на предметы первой необходимости (продовольствие, обычная одежда и др.) является неэластичным, поскольку даже при значительном росте цен на них (как и при ощутимом падении доходов их потребителей) спрос мало изменяется. Этого нельзя сказать об эластичности спроса на предметы долгосрочного пользования. Например, при снижении цен на них, как и при росте доходов потребителей, спрос на них соответственно возрастет, что отражает его высокую эластичность.

Знание факторов, влияющих на спрос, и эластичности спроса дает возможность объяснить его динамику и поведение покупателей. Правда, эти знания не всегда помогают при прогнозировании изменения спроса, ибо это предполагает точную информацию о том, каким образом и в какой степени будут проявлять себя все его факторы, которые в одно и то же время могут влиять на спрос и разнонаправлено. Тем не менее, понимание механизма формирования спроса важно, как и понимание механизма формирования предложения.

1.4. Эластичность спроса
§ 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.1. Закон предложения и его иллюстрация
2.2. Неценовые факторы предложения
2.3. Эластичность предложения
§ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
§ 4. ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЕГО ФУНКЦИИ
4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru