Предложение — это объем и номенклатура находящегося на рынке и готового поступить в продажу массива товаров, о поставке которых идет речь. Различают:
1) предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой, — индивидуальное предложение;
2) поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами, — совокупное предложение объекта;
3) поставки всех товаров, поступающих на рынок, — совокупное предложение общества.
2.1. Закон предложения и его иллюстрация
Как и спрос, предложение в экономике рассматривается, прежде всего, в зависимости от цен реализации. Это объясняется тем, что в цене содержатся как затраты производства и сбыта, так и доходы продавцов, т. е. экономические стимулы, побуждающие их заниматься предложением соответствующего товара. Между ценой реализации и объемом предложения существует при прочих равных условиях явная прямая связь: чем выше цена, тем больше предлагается данного товара, и наоборот. Эту прямую зависимость в экономике называют законом предложения. Данный закон диктуется исключительно здравым смыслом продавцов, желающих при неизменных остальных обстоятельствах получить максимальную выручку от реализации каждой единицы товара.
Иллюстрируя этот закон, в экономике предложение представляют в виде шкалы. Она показывает известные количества товара, которые продавец желает и способен поставить на рынок по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного времени при прочих равных условиях. Эту шкалу можно изобразить в форме табл. 4.2, содержащей у нас гипотетические данные по объему недельных продаж пшеницы определенного сорта и качества.
Таблица 4.2. Предложение пшеницы индивидуальным поставщиком
(гипотетические данные)
Вариант | Цены за т, грн. | Величина предложения в неделю, т |
а | 500 | 60 |
б | 400 | 50 |
в | 300 | 35 |
г | 200 | 15 |
д | 100 | 5 |
Эту же шкалу можно изобразить на двухмерном графике в виде кривой предложения (рис. 4.3). Для этого на горизонтальной оси, поданным табл. 4.2, откладываются объемы продаж пшеницы в тоннах, а на вертикальной оси — цены сбыта в гривнах за тонну по каждому из объемов продаж. На рис. 4.3 кривая предложения ГШ строится путем проведения перпендикуляров от соответствующих пар точек на горизонтальной и вертикальной осях до их пересечения, а затем соединения точек пересечения кривой.
Как видим, кривая предложения восходит слева снизу вправо вверх. Эта направленность кривой предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом продаж соответствующего объекта. Данная кривая строится, исходя из допущения, что цена является важнейшей детерминантой предложения. Однако предложение складывается и под влиянием других обстоятельств, которые называют неценовыми факторами предложения.
Рис. 4.3. Кривая предложения и ее смещение под воздействием неценовых факторов
2.2. Неценовые факторы предложения
К неценовым факторам предложения относятся те обстоятельства, которые изменяют его величину, но не связаны с ценой того товара, о поставках которого идет речь. Воздействие неценовых факторов на величину предложения, в отличие от цены поставляемого объекта, иллюстрируется не путем перемещения по кривой предложения (вправо вверх, когда цена растет, и влево вниз, когда цена падает), а через смещение самой кривой предложения (рис. 4.3) от ПП к ПП1 в случае повышающего давления неценового фактора на предложение, и, наоборот, от ПП к ПП2 при понижающем давлении его неценовых факторов.
К числу неценовых факторов относятся следующие:
1. Изменение цен на ресурсы. Когда повышаются цены на предметы и средства труда, растет зарплата, арендная плата или ставки процента по займам, тогда увеличиваются затраты по производству и сбыту, а при прочих равных условиях — снижаются доходы продавцов и их заинтересованность. Вследствие этого предложение товаров может сокращаться. Обратное наблюдается, если цены на ресурсы падают. Однако многое зависит от степени изменения цен на них, ибо незначительные перемены вряд ли повлияют на предложение. В 90-е годы в СНГ спад отечественного производства и предложения в значительной мере объяснялся опережающим ростом цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, услуги транспорта и связи общего пользования.
2. Технологические сдвиги. Технологический прогресс часто вызывает снижение затрат на единицу продукции, что при прочих равных условиях повышает доходы ее продавцов и стимулирует рост предложения. Иногда встречаются казусы технологического регресса, которые могут увеличить издержки на единицу продукции и соответственно снизить ее доходность и предложение. Тут, разумеется, тоже многое зависит от степени прогресса или регресса. Кстати, в 90-е годы особенно в сельском хозяйстве СНГ в связи с резким ухудшением материально-технического снабжения в ряде отраслей (прежде всего, в животноводстве и овощеводстве) наблюдался технологический регресс.
3. Изменение налогов. Поставщики рассматривают налоги в качестве затрат, ибо в их виде они отдают часть выручки государству. Поэтому, если налоги повышаются, стимулы к предложению снижаются. Значительный рост налогового бремени, как это было в СНГ в 90-х годах, способен снизить предложение ввиду налоговых издержек. Напротив, при сокращении налогов (их видов, базы или ставок) возникает дополнительная заинтересованность в росте предложения.
4. Изменение дотаций [от лат. dotatio — дар] и субсидий [от лат. subsidium — помощь]. Получатели дотаций, если ими являются производители и посредники (например, фермеры, городской транспорт и др.), рассматривают их в качестве налогов наоборот, т. е. налогов с отрицательным знаком. Увеличение субсидий поставщикам или введение их новых форм стимулирует предложение. И, напротив, при ликвидации или уменьшении прежних субсидий (как это наблюдалось в 90-х годах в СНГ в отношении сельского хозяйства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и др.) ограничиваются, а иногда даже подрываются возможности осуществления производства и предложения в тех объемах, какие еще недавно были экономически выгодны.
5. Изменение численности продавцов. Чем больше поставщиков, тем (при неизменности остальных обстоятельств) выше предложение. И напротив, чем их меньше, тем ниже предложение. Развал СССР и введение таможенных границ между участниками СНГ разрушили общий рынок и в смысле сокращения числа поставщиков, что привело к снижению предложения отечественной продукции и росту предложения из так называемого дальнего зарубежья.
6. Изменение цен на продукты-субституты. Снижение цен на товары-заменители увеличивает доходность других товаров, цены на которые остались прежними, что способно увеличить предложение последних. Например, если цены на сливочное масло упали, то для продавцов выгоднее поставлять маргарин. Если цены на него не изменились, хотя его в данном случае будет труднее сбыть. Напротив, возрастание цен на товары-субституты делает менее выгодным для продавцов (не для покупателей) предложение других товаров, на которые цены не поднялись. Действие данного неценового фактора предложения очень зыбко, ибо цена товаров-заменителей воздействует одновременно и на предложение, и на спрос в отношении других товаров.
7. Ожидание продавцов по поводу цен на их товар в будущем. Когда поставщик ожидает, что в будущем цены на его продукцию поднимутся, тогда он или задерживает реализацию сегодня, чтобы продать завтра, или начинает наращивать производственные мощности для усиления позиций на рынке. Напротив, если продавцы ожидают снижения цен на их продукцию в будущем, они стремятся сбыть как можно больше сегодня, а иногда даже пытаются уменьшить свои производственные мощности или переключиться на предложение другой продукции, падения цен на которую не ожидается. Многое зависит от достоверности ожиданий и от степени ожидаемого изменения цен в будущем.
Как цена реализации, так и неценовые факторы воздействуют на предложение с различной интенсивностью. Степень их влияния фиксируется в эластичности предложения.
2.3. Эластичность предложения
Эластичность предложения — это степень изменчивости объема поставок товара в зависимости от сдвигов в каком-либо из обстоятельств, воздействующих на величину его предложения (от изменения цены или какого-либо из неценовых факторов). Эластичность определяется отдельно по каждому фактору, влияющему на объем предложения, ибо их воздействие может быть не просто различным по силе, но и разновекторным.
Количественно эластичность предложения определяется через коэффициент. Коэффициент эластичности представляет собой частное от деления процентного изменения предложения на процентное изменение того фактора, степень воздействия которого на поставки оценивается. Например, если ставка налога на прибыль возросла на 20%, вследствие чего предложение снизилось на 10%, то тогда коэффициент эластичности предложения соответствующего товара равен 0,5 [10% : 20%] (по фактору налогового бремени).
По числовому значению коэффициента различают три степени изменчивости предложения:
О когда коэффициент больше единицы, предложение считается эластичным;
2) если коэффициент меньше единицы — неэластичным;
3) равен единице — эластичность предложения называют единичной.
Как и при расчете коэффициента эластичности спроса, тут тоже не учитывается направленность изменения в сторону уменьшения или увеличения, т. е. отрицательное или положительное значения сдвигов. Учитывается только абсолютный размер изменчивости.
Эластичность предложения может различаться по разным товарам в зависимости от одного и того же фактора, влияющего на его величину. Это обусловлено, прежде всего, тем, что:
во-первых, степень загрузки производственных мощностей по различным видам продукции может быть неодинаковой, следовательно, возможность большего наращивания поставок окажется (при прочных равных условиях) там, где недогрузка значительнее;
во-вторых, сроки отдачи реальных капиталовложений в разных отраслях существенно дифференцируются. Например, отдача инвестиций во многих производствах легкой промышленности и сферы услуг, не говоря уже о торговле, происходит заметно быстрее, чем в большинстве подотраслей машиностроения, металлургии и добывающей промышленности.
Понимание закона предложения и механизма воздействия на объемы поставок неценовых факторов позволяет ориентироваться в переменах, происходящих на рынке. Правда, для того чтобы, базируясь на этом понимании, строить более или менее надежные прогнозы, нужно не только иметь достоверную информацию о возможном поведении всех обстоятельств, влияющих на предложение, но и знать, как оно взаимодействует со спросом.
3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
§ 4. ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЕГО ФУНКЦИИ
4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
4.3. Функции закона стоимости
Глава 5. РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕГ
§ 1. РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ И ИХ ВИДЫ
1.1. Полноценные деньги