Закон стоимости выполняет две основные функции: стимулирующую и регулирующую. Стимулирующая функция закона стоимости заключается в том, что он в форме имущественной дифференциации производителей и угрозы банкротства, т. е. не административно, а экономически, заставляет их сокращать индивидуальные затраты и повышать качество продукции за счет реализации производства, внедрения научно-технических достижений и научной организации труда. Иными словами, он экономически принуждает субъектов хозяйственной деятельности повышать ее эффективность. Это четко просматривается и в вышеприведенном абстрактном примере определения величины стоимости товара, где дополнительный доход получают те, у кого индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых. Те же, у кого они выше, несут убытки в прямой зависимости от степени превышения индивидуальных затрат труда над общественно необходимыми.
Кстати, переход нашей страны к рынку обусловлен в значительной мере насущной необходимостью задействовать именно стимулирующую функцию закона стоимости.
Регулирующая функция закона стоимости детерминирована тем, что, как отмечалось, цена товара определяется не только величиной его стоимости, но и соотношением спроса и предложения на него. Если спрос равен предложению, то цена равна величине стоимости товара. Если нет, то они отклоняются от этой величины в ту или в иную сторону. При превышении спроса над предложением цена отклоняется вверх от величины стоимости товара в соответствии со степенью превышения, а в условиях превышения предложения над спросом — вниз в том же соответствии.
В результате таких колебаний цены товара вокруг величины его стоимости у производителей изменяется степень заинтересованности в его производстве и реализации. Когда цена превышает величину стоимости товара, тогда эта степень возрастает в прямой зависимости от того, насколько цена выше величины стоимости. В таком случае многие производители стремятся расширить производство и продажу определенного товара, в том числе и те из них, кто ранее не занимался его созданием и реализацией. Таким образом, в отрасль, которая специализируется на его производстве, направляются дополнительные ресурсы (денежные средства, средства производства и рабочая сила).
Обратное наблюдается в случае отклонения цены вниз от величины стоимости товара, когда его производство и продажа становятся менее выгодными. Степень снижения выгодности непосредственно зависит от размера падения цены по отношению к величине стоимости. Если она значительна — производители стремятся не только сократить индивидуальные затраты, но и идут нередко на сокращение объемов производства и реализации соответствующего товара, а иногда вообще изымают свои ресурсы из отрасли его создания.
Так закон стоимости с помощью закона взаимодействии спроса и предложения регулирует движение факторов производства между отраслями и регионами без прямого административного вмешательства. Конечно, административное перераспределение ресурсов между сферами общественного производства и территориями может быть более быстрым по сравнению с тем, как это происходит посредством экономических законов. Однако оно оторвано от движения реального спроса, и в этом его главный и неизбежный недостаток. Об этом свидетельствует, в частности, более чем семидесятилетняя практика администрирования в экономике в нашей стране. И переход ее на рыночные рельсы в качестве одной из главных задач предполагает включение в хозяйственный механизм регулирующей функции закона стоимости вместе с законом спроса и предложения, которые способны вывести наше народное хозяйство из хронического тотального [от франц. total — полный, целиком] дефицита товаров и услуг.
Функции закона стоимости, закона спроса и закона предложения реализуются через функции цены. Цена как денежное выражение стоимости выполняет ряд функций:
1) учитывает и измеряет общественно необходимые затраты труда и качество продукции, вследствие чего появляется возможность стоимостного определения эффективности производства — сравнения его результатов с издержками;
2) балансирует спрос и предложение: цена повышается, когда первый оказывается выше второго, и снижается в обратном случае;
3) стимулирует сокращение удельных расходов живого и овеществленного труда, расширение производства продукции высокого качества, современного технического уровня и дизайна, ибо во всех этих случаях позволяет производителю учитывать свой сегмент рынка и достигать сразу, или в перспективе возрастания рентабельности;
4) дает возможность государству участвовать в перераспределении ресурсов за счет косвенного налогообложения (налога с оборота, налога на продажи, акцизы и др.), в результате чего государственные структуры мобилизуют средства, используемые на социальные нужды. Однако перераспределительной функцией цены следует пользоваться очень осторожно, ибо, как показывает практика, увлечение перераспределением приводит к возникновению и усилению инфляции и ценовых перекосов. Цены на товары, подвергнутые косвенному налогообложению, оказываются непомерно завышенными, в то время как цены на остальные товары — заниженными. Экономически оправданным с точки зрения интересов хозяйственных субъектов и населения является установление акциза на ограниченный круг товаров, например спиртных и табачных изделий.
Следует особо подчеркнуть, что и функции закона стоимости, и функции цены эффективно реализуются только в условиях конкуренции. Моно - и олигополии, как и моно- и олигопсонии, нейтрализуют оптимальное функционирование товарно-денежных отношений. К сожалению, переход к рынку в СНГ еще раз подтвердил это, но от противного.
Огромное значение в рыночных отношениях имеют деньги, о функционировании и развитии которых речь пойдет в пятой главе.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 4
(Большинство вопросов предполагают наличие прочих равных условий.)
1. Что такое спрос:
а) потребности;
б) платежеспособные потребности?
2. Что фиксирует закон спроса:
а) обратную зависимость между ценой и спросом;
б) прямую зависимость между ценой и спросом?
3. Какой вид имеет кривая спроса:
а) восходит слева снизу вправо вверх;
б) нисходит слева сверху вправо вниз?
4. Как графически иллюстрируется воздействие неценовых факторов на спрос:
а) смещением кривой спроса;
б) перемещением точки по кривой спроса?
5. Какая связь существует между потребностями и спросом:
а) прямая;
б) обратная;
в) связи не существует?
6. Какая зависимость существует между числом потребителей и спросом:
а) прямая;
б) обратная;
в) зависимости не существует?
7. Какая связь существует между доходом потребителя и спросом:
а) прямая;
б) обратная;
в) связи не существует?
8. Какая зависимость существует между размером ссуд и спросом:
а) прямая;
б) обратная;
в) зависимости не существует?
9. Какая связь существует между ценой данного товара и спросом на его субституты:
а) прямая;
б) обратная;
в) связи не существует?
10. Какая зависимость существует между ценой данного товара и спросом на его взаимодополняющие продукты:
а) прямая;
б) обратная;
в) зависимости не существует?
11. Одинаково ли воздействуют на текущий спрос потребительские ожидания по поводу будущих цен, будущих доходов и наличия товара в будущем: а) одинаково;
б) по-разному?
12. Как определяется коэффициент эластичности спроса:
а) как частное от деления абсолютного изменения спроса на абсолютное изменение соответствующего фактора;
б) как частное от деления процентного изменения спроса на процентное изменение одного из его факторов?
13. Когда спрос считается эластичным:
а) коэффициент эластичности больше единицы;
б) равен единице;
в) меньше единицы?
14. Какую зависимость отражает закон предложения:
а) прямую связь между ценой товара и предложением;
б) обратную связь между ними?
15. Какой вид имеет кривая предложения:
а) восходит слева снизу вправо вверх;
б) нисходит слева сверху вправо вниз?
16. Как графически иллюстрируется воздействие неценовых факторов на предложение:
а) смещением кривой предложения;
б) перемещением точки по кривой?
17. Как влияет на предложение изменение цен на ресурсы:
а) прямо;
б) обратно;
в) не влияет?
18. Как воздействует на предложение технический прогресс:
а) прямо;
б) обратно;
в) не воздействует?
19. Какая зависимость существует между налогами и предложением:
а) прямая;
б) обратная;
в) зависимости не существует?
20. Какая связь существует между дотациями поставщикам и их предложением:
а) прямая;
б) обратная;
в) связи не существует?
21. Какая зависимость существует между ценой данного товара и предложением его заменителей:
а) прямая;
б) обратная;
в) зависимости не существует?
22. Какая связь существует между ожиданием поставщиков по поводу изменения цен на их товар в будущем и его предложением сегодня:
а) прямая;
б) обратная;
в) связи не существует?
23. Что такое коэффициент эластичности предложения:
а) частное от деления абсолютного изменения предложения на абсолютное изменение его фактора;
б) частное от деления процентного изменения предложения на процентное изменение его фактора?
24. Когда предложение считается эластичным:
а) коэффициент эластичности меньше единицы;
б) равен единице;
в) больше единицы?
25. Как при стабильном предложении влияет изменение спроса на равновесную цену:
а) прямо;
б) обратно;
в) не влияет?
26. Как при стабильном: спросе воздействует изменение предложения на равновесную цену:
а) прямо;
б) обратно;
в) не воздействует?
27. Как на равновесную цену воздействует одновременное уменьшение спроса и увеличение предложения:
а) повышающе;
б) понижающе;
в) не воздействует?
28. Как воздействует на равновесную цену одновременное увеличение спроса и уменьшение предложения:
а) повышающе;
б) понижающе;
в) не воздействует?
29. Может ли одно взаимодействие спроса и предложения объяснить ценообразование:
а) может вполне;
б) лишь частично?
30. Что обусловливает положительное значение цены при любом соотношении спроса и предложения:
а) предельная полезность товара;
б) стоимость товара?
31. Что такое величина стоимости товара: а) индивидуальные затраты живого и овеществленного труда по его производству и сбыту;
б) общественно необходимые затраты труда по его созданию и реализации?
32. Как рост интенсивности труда влияет на стоимость единицы товара:
а) снижает;
б) повышает;
в) не влияет?
33. Как рост производительности труда воздействует на стоимость единицы товара:
а) снижает;
б) повышает;
в) не воздействует?
34. Как повышение качества товара отражается на его стоимости:
а) снижает;
б) повышает;
в) не отражается?
35. Что стимулирует закон стоимости:
а) увеличение производства;
б) сокращение удельных затрат и повышение качества?
36. Что регулирует закон стоимости:
а) структуру и объем производства;
б) общий объем производства?
37. Когда закон стоимости действует эффективно:
а) в любых условиях;
б) только в условиях конкуренции?
§ 1. РАЗВИТИЕ ДЕНЕГ И ИХ ВИДЫ
1.1. Полноценные деньги
1.2. Неполноценные деньги
1.3. Золотой стандарт
1.4. Декретные деньги
§ 2. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
2.1. Деньги как мера стоимости
2.2. Деньги как средство обращения
2.3. Деньги как средство накопления