Экономическая теория - Бутук А.И. - § 2. КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ

Периодическая повторяемость кризисов перепроизводства лишала докейнсианскую концепцию саморегулирования рыночной экономики твердой почвы. Причем если незначительные спады еще кое-как можно было увязать со стихийными бедствиями, войнами и другими случайными (внешними для экономики) обстоятельствами, то такие потрясения ее основ, как Великая депрессия 1929—1933 гг. требовали иного объяснения.

Такое объяснение не заставило себя долго ждать. В 1936 г. английский экономист Дж. М. Кейнс в своей знаменитой книге "Общая теория занятости, процента и денег" изложил новое трактование функционирования и развития капиталистической экономики. Он, по мнению К. Макконнелла и С. Брю, "...совершил великую революцию в экономической мысли по макроэкономическим вопросам"*41. Многие другие экономисты, ставшие последователями Дж. М. Кейнса, или кейнсианцы, развили его учение.

*41: {Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – Т.1. – С. 198.}

Говоря об оценочных выводах кейнсианства, К. Макконнелл и С. Брю отмечают: "Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается, что экономика может быть сбалансированной, то есть может достичь равновесия совокупного объема производства, при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию..."*42. В этом смысле постулаты докейнсианской парадигмы отвергаются кейнсианцами. В деле стабилизации капиталистической экономики они особое внимание уделяют поддержанию совокупного спроса. Для его лучшего понимания кейнсианцы выделяют в ВНП те 4 компонента, которые мы охарактеризовали при определении национальных счетов (гл. 11): потребительские расходы населения, частные инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.

*42: {Там же. – С. 198.}

Влияние этих составляющих совокупного спроса на емкость рынка следует изучать, ибо в условиях значительной недогрузки мощностей и безработицы спрос порождает предложение, т. е. между общими расходами на покупку и занятостью существует прямая зависимость. Она объясняется тем простым фактом, что в рыночной экономике производится лишь то, что приносит прибыль, а прибыль обеспечивается только тогда, когда продукция находит эффективный спрос. Кейнсианцы для выработки способов воздействия на динамику общих расходов детально анализируют все компоненты совокупного спроса и те факторы, которые на них влияют.

2.1. Потребление и сбережение

Потребительские расходы населения — главная составляющая ВНП, рассчитываемая по расходам на покупку. Поэтому для выяснения поведения совокупного спроса важно понять основные детерминанты, определяющие расходы на текущее потребление. Но поскольку совокупный доход после уплаты налогов распадается на потребление и личные сбережения, то, рассматривая потребительские расходы, нельзя одновременно не учитывать факторы, влияющие на сбережения.

1. Наиболее важным фактором, определяющим потребление и сбережения, выступает доход после уплаты налогов. Чем больше доход, тем больше и потребление, и сбережения, т. е. между доходом, с одной стороны, и потреблением и сбережением, с другой — существует прямая зависимость.

Для характеристики этой связи кейнсианцы используют следующие показатели:

а) средняя склонность к потреблению (ССП) — отношение потребительских расходов к доходу, из которого они осуществляются;

б) средняя склонность к сбережению (ССС) — отношение сбережений к доходу, из которого они производятся;

в) предельная (добавочная) склонность к Потреблению (ПСП) — отношение изменения (увеличения, уменьшения) в потреблении к тому изменению (росту, сокращению) дохода, которое вызвало сдвиг в потреблении;

г) предельная (дополнительная) склонность к сбережению (ПСС) — отношение изменения (увеличения, уменьшения) сбережений к тому изменению (росту, сокращению) дохода, которое вызвало сдвиг в сбережениях.

Иллюстрация расчета данных показателей представлена в табл. 25.1, которую мы позаимствовали у К. Макконнелла и С. Брю.

Таблица 25.1. Показатели потребления и сбережения (гипотетические данные),

млрд.. дол.

Совокупный доход после уплаты налоговПотреблениеСбережения (гр. 1 - гр. 2)ССП

ССС

ПСП

ПСС
1234567
370375-51,01-0,010,750,25
39039001,000,000,750,25
41040550,990,010,750,25
430420100,980,020,750,25
450435150,970,030,750,25

Окончание табл. 25.1

1234567
470450200,960,040,750,25
490465250,950,050,750,25
510480300,940,060,750,25
530495350,930,070,750,25
550510400,930,070,750,25

С ростом дохода средняя склонность к потреблению снижается, а средняя склонность к сбережению повышается, т. е. потребляемая часть дохода уменьшается, а сберегаемая — увеличивается, хотя абсолютно возрастают и сбережения, и потребление с повышением дохода (это видно из табл. 25.1). При этом сумма средней склонности к потреблению со средней склонностью к сбережению естественно равна единице (ССП + ССС = 1), ибо они представляют собой две противоположные доли одного и того же дохода. Разумеется, сумма предельной склонности к потреблению с предельной склонностью к сбережению также равна единице (ПСП + ПСС = 1), поскольку они являются двумя противоположными долями в изменении (приросте, сокращении) дохода. Многие экономисты полагают, что для экономики в целом предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению относительно постоянны. К. Макконнелл и С. Брю считают, что американская статистика подтверждает эту их относительную устойчивость.

2. Накопленное богатство в виде недвижимости и финансовых активов (ценных бумаг, страховых полисов и др.), которыми располагают домохозяйства, тоже воздействуют на потребление и сбережение, но по-разному. Чем больше это богатство, тем выше потребительские расходы и ниже сбережение населения, поскольку слабеет стимул к дальнейшему накоплению богатства.

3. Изменение уровня цен обратно влияет на потребление, но прямо — на сбережения, ибо рост цен снижает покупательную способность финансовых средств, а их падение, напротив, повышает, что в первом случае ведет (при прочих равных условиях) к уменьшению покупок, а во втором — к их увеличению.

4. Ожидания домохозяйств, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, оказывают воздействие на потребительские расходы и сбережения. Ожидания роста цен, увеличения доходов и товарного дефицита способны увеличить потребление и уменьшить сбережения. Наоборот, ожидания снижения цен и доходов, а также предвидение изобилия товаров в будущем вызывает при прочих равных условиях снижение текущего потребления и увеличение сбережений.

5. Значительный уровень задолженности обусловливает сокращение потребительских расходов и повышение сбережений для погашения долгов. Напротив, невысокая задолженность поощряет потребление и может уменьшить сбережения.

6. Налогообложение одинаково воздействует на потребление и сбережения, потому что однонаправленно изменяет источник того и другого, т. е. доход после уплаты налогов: рост их снижает потребление и сбережение; сокращение налогов повышает потребление и сбережение.

В жизни все перечисленные факторы, определяющие потребление и сбережение, действуют одновременно. Поэтому трудно предсказать их динамику, тем более, что разные факторы часто срабатывают не в одинаковой степени и в различных направлениях. К тому же потребление и сбережение во многом диктуются привычками, для преодоления которых влияние известной силы может оказаться недостаточным. Однако совокупный спрос в части потребительских расходов населения и связанных с ними сбережений может быть весьма подвижным.


2.1. Потребление и сбережение
2.2. Частные инвестиции
2.3. Чистый экспорт
2.4. Влияние государства на совокупный спрос
2.5. Эффект мультипликатора
2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
§ 3. ПОСТКЕЙНСИАНСКИЕ ТРАКТОВКИ УМЕНЬШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ
3.1. Монетаризм
3.2. Теория рациональных ожиданий
3.3. Теория экономики предложения
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru